Центральная библиотека

Газиз Мухаметшин

 

 

Газиз Фалыевич Мухаметшин , который в 60-е годы обогатил татарскую прозу короткими рассказами повестями, родился 23 декабря 1932 года в деревне Нов.Биксентеево Мензелинского района ТАССР в крестьянской семье . После окончания семилетней школы и Мензелинского педагогического училища в 1952 году он получил высшее образование на отделении татарского языка и литературы филологического факультета Казанского государственного педагогического института. Затем два года (1956-1958) работал сельским учителем в Тюменской области. В 1958-1960 годах – литсотрудник в редакции журнала «Чаян» и журнала «Ялкын»,с 1963 по 1965 года работал ответственным редактором журнала «Казан утлары».

Впервые имя Газиза Мухаметшина появилось в печати в 1955 году. Это были юмористические и сатирические рассказы, увидевшие свет на страницах журнала «Чаян» («Кадерле булэк», «Минем характер» и др.). В 1960 году вышел его первый сборник «Сер итеп кенэ». Затем , в течение 60-х годов, молодой автор работал очень активно. Помимо своего основного творческого направления (рассказы в различных книгах – «Яз баши», «Йолдызлар астында», «Кояш кызы», «Торналар киткэндэ») он пробует силы в более крупных прозаических формах: пишет повести «Без эле жирдэ яшибез» (1963), «Саумысез аккошлар!» (1971), посвященные жизни детей и подростков и роман «Йорэктэге эзлэр» (1967-1969), в которых поднимались нравственно-философские темы о любви, общественном долге человека, смысле жизни. Творческое наследие литератора включает также несколько драматических произведений. Одно из них – комедия «Тынгысыз тон» (оно было напечатано в седьмом номере журнала «Казан утлары» за 1969 год) – рассказывает о жизни комсомольцев, работающих на одной из крупных строек на берегу Камы. Комедия была поставлена на сцене Татарского государственного передвижного театра (ныне Татарский государственный театр драмы и комедии). Спектакль получил положительную оценку зрителя и литературной общественности.

И все же жанром, прославившим Газиза Мухаметшина как своеобразного писателя, является рассказ. В этом жанре он творил, опираясь на славные традиции, которые заложили  такие мастера рассказа, как Ф.Амирхан, Г.Ибрахимов, Ш.Камал и продолжали К.Наджами, А.Еники, И.Гази, М.Амир. лучшие рассказы литератора («Бал чулмэге», «Без ничек ураза тоттык», «Дулкыннар», «Ике эби бэрэнге ала» и др.) отличаются жизненностью материала, стройностьб сюжетно-композиционного построения, естественностью языковых изобразительных средств, народностью. В его увлекательных деталей-явлений, жизненный ситуаций, чувствуется, что в будничных событиях автор ищет внутренний смысл, стремится поднять их до уровня искусства.

С 1961 года он был членом Союза писателей СССР.

Умер в 1972 году.