"Репрессии: тяжелое наследие России"
Учащиеся узнали, почему именно 30 октября был выбран Днем памяти, кто из российских писателей отобразил в своих произведениях лагерную тему, что означает введенный Шаламовым термин «новая проза». Отдельно рассмотрев творчество А.И. Солженицына и В.Т. Шаламова, старшеклассники познакомились с главными героями и сюжетом произведений «Один день из жизни Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» и «Колымские рассказы», авторской позицией в них, двойственном значении слова «ГУЛАГ». Окунувшись в те тяжелые годы нашей истории, подростки с ужасом и содроганием услышали, что тогда расстрелять могли лишь за то, что промолчал, когда все кричали «ура!» Сталину, что произнес вслух – «тяжелая работа». «Все это было как бы чужое, слишком страшное, чтобы быть реальностью»: эта шаламовская фраза – самая точная формула «человеческого абсурда», достоверно и правдиво изображенного в книгах Шаламова и Солженицына. Завершило урок обсуждение - что помогало людям ГУЛАГА выжить, не смотря ни на что, что давало в тех нечеловеческих условиях политзаключенным силу и веру?