Больше-Еловская сельская библиотека - филиал № 29

Рубрика "Интересные факты"

Аркадий Аверченко – советский писатель-сатирик, прославившийся тем, что редактировал журналы «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». Будучи сосланным в эмиграцию за «мещанство» своего юмора, он всё-таки сумел сделать так, чтобы его имя осталось известно нам и по сей день.
Секрет рождения
По непонятной причине Аверченко долгие годы скрывал годы своего рождения, ставя их едва ли не наобум. Со свойственной ему юморцой сатирик тыкал на любой год с 1881 по 1884, отвечая на вопросы различных анкет и интервью. Тем не менее, биографы исследовали родильные записи и установили, что его точная дата рождения – 15 марта 1880 года.

Муки образования
Аверченко родился в семье, которую сейчас назвали бы «семьёй среднего класса». Его отец держал небольшую торговую лавку, но прибыли предприятие не приносило, и вскоре его пришлось закрыть. Многодетные родители не могли позволить детям ходить в общеобразовательную школу, поэтому заниматься образованием им приходилось самостоятельно. Сам Аверченко образования не завершил в том числе из-за проблем со здоровьем, став в 15 лет конторщиком на донецкой шахте. Через 3 года переехал жить в Харьков.
Аркадий Аверченко слабо видел. Близорукостью он болел с детства – из-за неё ему даже не удалось получить начальное образование. В более зрелом возрасте, в 1906 году, Аверченко травмировал левый глаз тоже. Как это произошло, неизвестно – то ли в пьяной драке сатирика ударили в пенсне, то ли в глаз попали осколки разбитой стеклянной двери. Как бы то ни было, левый глаз оставался не активен – не двигался и не видел.
Биографические факты

За всю свою жизнь Аверченко ни разу не вступил в брак. Детей у него тоже не было.
Первое произведение будущий сатирик опубликовал в журнале «Одуванчик» в 1902 году, но тогда на него никто не обратил внимание. Через два года настойчивый писатель вернулся с новым рассказом, «Праведник», опубликованным в журнале «Журнал для всех». Этот-то рассказ и стал отправной точкой в его сатирической карьере.
Первый сборник рассказов Аверченко, «Весёлые устрицы», вышел в 1910. В последствии, сборник в среднем переиздавали раз в 3 года.
В первой половине XX века Аверченко заслужил прозвище «Король смеха» за искромётный и оригинальный юмор.
«Сатириконы» — не единственные издания, редактором которых являлся Аверченко. Ещё до них, в промежутке между 1905-1907 годами, он учредил журнал «Штык и меч», публиковавший юмористические материалы. Вскоре на издание, впрочем, была наложена цензура.
Среди его поклонников числились как Владимир Ленин, так и Николай II. Последний даже приглашал Аверченко к себе в усадьбу для личного чтения государю и его семье, но тот отказался, так как был оппозиционером.

Ленин высказался об Аверченко, когда прочитал его роман «Дюжина ножей в спину революции» о белогвардейцах, жалеющих о старой России и скучающих по ней. Несмотря на то, что с политической позицией сатирика Владимир Ильич согласен не был, он отметил его талант и даже приказал перепечатать несколько его рассказов. Их, впрочем, всегда сопровождали комментарии, скрадывавшие истинную политическую позицию автора. Самого сатирика это, естественно, совершенно не радовало.
Фраза «Она схватила ему за руку и неоднократно спросила: где ты девал деньги?» несколько раз использовалась в книгах братьев Стругацих. Однако первым, кто её опубликовал, был именно Аверченко – как раз в рубрике «Почта Сатирикона».
Кроме печатной сатиры, Аверченко занимался и киносатирой также. Во многом благодаря ему в России стали развивать жанр кинокомедии. Он участвовал в создании фильмов «Корифеи русской литературы на охоте» в 1913, «Без пуговиц» (1915) и «Торговый дом по эксплуатации апельсиновых корок» (1916).

В духовном завещании своим потомкам Аверченко просил не смотреть на мир как на прислужника, которому не удалось выполнить волю своего хозяина. Сатирик призывал использовать прислужника «получше», умирая при этом попозже – хотя сам не дожил и до 45 лет.
В 2006 году, когда Россия отмечала 125 лет со дня рождения сатирика, была выпущена почтовая памятная марка.
Советский сатирик захоронен в Праге, где он жил после эмиграции.