Центральная библиотека им. Г. Тукая

100 лет со дня рождения русского писателя Бориса Васильева

«Я убежден, что искусство не должно выступать
в роли утешителя, его функция – обнажать
перед людьми опасности в любых их проявлениях,
будить совесть и учить сочувствию и добру…»
Б. Л. Васильев.

Уже были созданы сотни книг о грандиозных битвах – под Сталинградом, на Курской дуге, о взятии Праги и Берлина. Заканчивалась первая четверть века после войны. И тогда прозвучал негромкий голос Бориса Васильева о безвестных девчонках, погибших в Карельских болотах. Повесть «А зори здесь тихие» изумила своей человеческой правдой о войне, о юных девочках, которые погибли весной 1942-го, без высоких слов, даже не поняв, что они приняли смерть героически.

Писатель-фронтовик Борис Львович Васильев – автор любимых всеми нами книг «А зори здесь тихие», «Завтра была война», «В списках не значился», «Аты-баты, шли солдаты». Он закончил 9 классов, когда началась Великая Отечественная война, и в 17 лет добровольцем ушёл на фронт.

«…Мне и вправду выпал счастливый билет, – считал писатель, – Я не умер от тифа в 34-м, не погиб в окружении в 41-м, парашют мой раскрылся на всех моих семи десантных прыжках, а в последнем, боевом, под Вязьмой, в марте 43-го я нарвался на минную растяжку, но на теле не оказалось даже царапины».

Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске, в семье кадрового офицера царской, а после – Красной армии и бывшей дворянки. Здесь, в Смоленске, он провел детство, потом семья переехала в Воронеж.

Первые 10 лет жизни образованием Бориса занималась мама. Она дала сыну хорошее домашнее образование: учила писать и читать, знакомила с законами арифметики, физики и химии, занималась языками. В школу он пошел только в Воронеже, куда по службе перевели отца в 1934 году. Учеба давалась Борису Васильеву легко, он уже знал программу на несколько классов вперед. Борис Львович вспоминал: «В школе мне было невыносимо скучно, по крайней мере, до восьмого класса. Я знал почти все, что там преподавали, а потому маялся, делал домашние задания на уроках и в конце концов начал убегать». Зато он успевал многое делать по внеклассной работе: играл с товарищами в школьных спектаклях, издавал свой рукописный журнал.

В 1941 году судьба снова забросила Васильева в Смоленск. В самый огонь Смоленского сражения. Вместе с другими добровольцами из комсомола он поехал на прифронтовую полосу в Смоленск вывозить ценные исторические бумаги. Но через несколько дней после их приезда немцы сбросили десант. Об архивах сразу забыли: группу отправили оборонять деревянный мост, ведущий в соседнюю деревню. 3 июля 1941 года Борис Васильев попал в окружение, из которого выходил практически четыре месяца.

«Окружение – это голод, голод и еще раз – голод, потому что ты без снабжения, без связи, без поддержки, без медицинской помощи, наконец, и любая рана может оказаться для тебя смертельной. А еще это усталость и чувство обреченности, это – сон урывками, когда спишь-то вполуха и вполглаза. А дороги патрулируются немцами, и наш путь должен проходить через непроходимое. Тогда есть шанс уцелеть. Крохотный, но – есть» – вспоминал позже Борис Васильев.

В октябре 1941 года Борис добрался до советских частей. Несовершеннолетнего бойца хотели вернуть домой, в Воронеж. Но будущий писатель попросил отправить его на курсы военного дела. Командование пошло навстречу, и Борис Васильев стал курсантом кавалерийской полковой школы под Липецком. Обучение длилось два года. В 1943 году Васильева определили в воздушно-десантный полк и отправили на передовую. Через несколько месяцев он попал на мину во время боевого задания под Вязьмой. Его доставили в костромской военный госпиталь. Ранение было тяжелым – врачи запретили Васильеву возвращаться на фронт.

После выздоровления он сдал экстерном экзамены за полный курс средней школы и осенью 1943 года получил направление на учёбу в Военную академию бронетанковых войск. Попав в армию, уволился из нее Борис Васильев только в 1954 году, и причиной своего увольнения в рапорте назвал желание заниматься литературой.

Однако война из жизни писателя никуда не делась. Борис Львович называл XX век чрезвычайным, и вся его жизнь оказалась связанной с главной трагедией этого столетия. Он писал пьесы, киносценарии, исторические романы и даже шутки для КВН, но весь мир знает его как автора одних из самых пронзительных произведений о Великой Отечественной войне. И все-таки, рассказывая о войне, о смерти, о горе, он воспевал жизнь, любовь и веру в человека.

В лучших произведениях, посвящённых событиям Великой Отечественной войны, Васильев нашёл уникальную интонацию, доброжелательную и сочувственную к простому человеку, полную печальных напоминаний о трагической судьбе тех, кто сгинул в беспощадных жерновах войны.

Борис Львович Васильев – интеллигент, потомственный дворянин, фронтовик – воплощение целой эпохи. Представитель «гвардии» писателей, которые, к сожалению, покидают нас, растворяясь в вечности. Но, не бесследно, а оставляя после себя богатое литературное наследие.