Лев Николаевич Толстой про «Войну и мир»
Лев Николаевич Толстой про «Войну и мир».
Лев Николаевич Толстой весьма скептически относился к своим «главным произведениями» — романам «Война и мир» и «Анна Каренина». Так, в январе 1871 года он отправил Фету письмо, в котором написал: «Как я счастлив... что писать дребедени многословной вроде «Войны» я больше никогда не стану». Спустя почти 40 лет он не изменил своего мнения.
6 декабря 1908 года в дневнике писателя появилась запись: «Люди любят меня за те пустяки — «Война и мир» и т. п., которые им кажутся очень важными». Есть и ещё более позднее свидетельство. Летом 1909 года один из посетителей Ясной Поляны выражал свой восторг и благодарность к тому времени общепризнанному классику за создание «Войны и мира» и «Анны Карениной». Ответ Толстого был таков: «Это всё равно, что к Эдисону кто-нибудь пришёл и сказал бы: «Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку». Я приписываю значение совсем другим своим книгам». Впрочем, едва ли Лев Николаевич действительно отрицал важность своих предшествующих творений. На вопрос японского писателя и философа Токутоми Рока в 1906 году, какое своё произведение он любит больше всего, автор ответил: «Роман „Война и мир“». Мысли, основанные в романе, звучат и в поздних религиозно-философских произведениях Толстого.
Не все знают, что помимо общепринятой существует и другая версия романа. Это та самая первая редакция, которую Лев Толстой принёс в 1866 году в Москву издателю Михаилу Каткову для публикации. Но издать роман в этот раз Толстой не смог. Однако первый вариант книги не исчез — он сохранился в архиве писателя, был реконструирован и опубликован в 1983 году в 94-м томе «Литературного наследства» издательства «Наука».