Центральная детская библиотека

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ

В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Про­водниками для детей становятся родители и учитель.

Часто ли мы, задаем себе вопрос:

 

  1. Что принесет книга ребенку?
  2. Чему научит?
  3. Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе.
  4. Кто встретится на пути?

  

 

  1. Как можно чаще читайте своим детям (на ночь сказку или рассказ вечером).
  2. Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут каждый день (попеременно по 1 предложе­нию, абзацу, странице).
  3. Читайте сами, показывая пример своему ре­бёнку.
  4. Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения.
  5. Поощряйте его желание подержать, поли­стать, поиграть с книгой.
  6. Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг.
  7. Посещайте с ребёнком регулярно книжный магазин или библиотеку.
  8. Дарите ребёнку книги.
  9. Поощряйте ребёнку в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым.
  10.  Сделайте чтение приятным времяпрепро­вождением.
  11. Всегда хвалите ребёнка, если он/она чита­ет.

 

  1. Не заставляйте читать насильно.
  2. Не выбирайте книги для ребёнка пока он/она, вас об этом не попросит.
  3. Не заставляйте читать слишком трудные книги.
  4. Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.
  5. Не проявляйте излишней озабоченности, ес­ли вам кажется, что у ребёнка не слишком быстрые успехи.
  6. Не критикуйте ребёнка, если он старается читать.
  7. Поощряйте, поддерживайте и улучшение на­ступит быстрее.
  8. Не сравнивайте уровень чтения ребёнка с братьями, сёстрами, другими детьми.
  9. Не прекращайте чтения детям вслух, как только он научился читать сам.
  10. Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения -читать «что-то» лучше, чем ничего не читать.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ЧТЕНИЯ ДОМА. Когда вы читаете со своим ребёнком, то:

  1. Найдите спокойное место.
  2. Ребёнок должен сидеть рядом и видеть кни­гу.
  3. Если ребёнку трудно прочесть слово, под­скажите его.
  4. Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения.
  5. Обсудите прочитанное, пусть ребёнок рас­скажет своими словами, о чём прочитал.
  6. Ведите для ребёнка, а затем совместно с ним «Дневник чтения», занося туда любимые книги.

 

«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь -в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое»

В.А. Сухомлинский

 

  1. Учите ребёнка пользоваться цитатами из про­читанного.
  2. Цитируйте подходящие к случаю стихи. В бу­дущем это умение украсит и обогатит речь вашего ребёнка.
  3. Прививая ребёнку культуру чтения, помните, что самый главный пример для него - вы сами.
  4. Современные дети почти не видят своих роди­телей с книгой. Хорошим выходом из положения является совместное чтение. Заведите ритуал ве­чернего чтения, выберите какую-либо книгу и чи­тайте её понемногу каждый вечер.
  5. Не давите на ребёнка. Не гонитесь за скоростью чтения, больше внимания уделяйте правильности прочтения слов, интонации и содержанию. Побе­седуйте с ребёнком о прочитанном.
  6. Совместное прочтение книги, общение по по­воду прочитанного сближает членов семьи, объе­диняет их духовно.


СЕМЬЯ формирует основы мировоззрения человек, его образ жизни и ценностные ориентиры.

СЕМЬЯ - это особый социальный институт, вво­дящий ребёнка в мир культуры, в том числе и чита­тельской. Первая встреча человека с книгой проис­ходит в семье.

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древ­ним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает фор­мироваться задолго до того, как выучит алфавит.

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ готовит человека к взаимо­отношению с книгой, пробуждает и углубляет вни­мание, формирует потребность в чтении. Отсутст­вие потребности в чтении у взрослых - следствие несформированности ее с раннего детства.

 

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяют­ся средой обитания, зависят от общения и главного его средства - степени овладения речью.

Регулярное ЧТЕНИЕ ВСЛУХ с раннего детст­ва знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтени­ем, определяет качество и предпочтения будущих читателей.

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ формирует эмоцио­нально-эстетическое в приятие книги. Слушая, че­ловек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, ра­дость грусть, печаль, шутку, насмешку.

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ развивает способно­сти, являющиеся основе для восприятия художест­венных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художествен­ных произведений.

ЧТЕНИЕ ВСЛУХ важно не только для ма­лышей, но и для более ставших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного: чтения дети учатся внимательно слушать, ус­ваивать и пересказывать прочитанное, а пожи­лые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нота­ций передаю: младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность на­блюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ — эффективный способ социализации подрастающего поколе­ния. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, кото­рые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.

СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ может служить для профилактики старения так как, по мнению некоторых специалистов, старение — это ре­зультат жизни без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия у