СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ
В начальной школе маленький читатель делает первые шаги в мир большой литературы. Проводниками для детей становятся родители и учитель.
Часто ли мы, задаем себе вопрос:
- Что принесет книга ребенку?
- Чему научит?
- Что запечатлеет в его необъятной, открытой, уязвимой душе.
- Кто встретится на пути?
- Как можно чаще читайте своим детям (на ночь сказку или рассказ вечером).
- Читайте вместе со своим ребёнком 10 минут каждый день (попеременно по 1 предложению, абзацу, странице).
- Читайте сами, показывая пример своему ребёнку.
- Разрешайте ребёнку самому выбирать книги для чтения.
- Поощряйте его желание подержать, полистать, поиграть с книгой.
- Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка дома было много красочных книг.
- Посещайте с ребёнком регулярно книжный магазин или библиотеку.
- Дарите ребёнку книги.
- Поощряйте ребёнку в чтении другим членам семьи, друзьям, знакомым.
- Сделайте чтение приятным времяпрепровождением.
- Всегда хвалите ребёнка, если он/она читает.
- Не заставляйте читать насильно.
- Не выбирайте книги для ребёнка пока он/она, вас об этом не попросит.
- Не заставляйте читать слишком трудные книги.
- Не соревнуйтесь с ТВ в выборе времени для чтения.
- Не проявляйте излишней озабоченности, если вам кажется, что у ребёнка не слишком быстрые успехи.
- Не критикуйте ребёнка, если он старается читать.
- Поощряйте, поддерживайте и улучшение наступит быстрее.
- Не сравнивайте уровень чтения ребёнка с братьями, сёстрами, другими детьми.
- Не прекращайте чтения детям вслух, как только он научился читать сам.
- Никогда не отговаривайте ребёнка от чтения -читать «что-то» лучше, чем ничего не читать.
ОРГАНИЗАЦИЯ ЧТЕНИЯ ДОМА. Когда вы читаете со своим ребёнком, то:
- Найдите спокойное место.
- Ребёнок должен сидеть рядом и видеть книгу.
- Если ребёнку трудно прочесть слово, подскажите его.
- Хвалите и подбадривайте на каждом этапе чтения.
- Обсудите прочитанное, пусть ребёнок расскажет своими словами, о чём прочитал.
- Ведите для ребёнка, а затем совместно с ним «Дневник чтения», занося туда любимые книги.
«Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь -в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет божий выползает, как будто неизвестно откуда взявшееся плохое»
В.А. Сухомлинский
- Учите ребёнка пользоваться цитатами из прочитанного.
- Цитируйте подходящие к случаю стихи. В будущем это умение украсит и обогатит речь вашего ребёнка.
- Прививая ребёнку культуру чтения, помните, что самый главный пример для него - вы сами.
- Современные дети почти не видят своих родителей с книгой. Хорошим выходом из положения является совместное чтение. Заведите ритуал вечернего чтения, выберите какую-либо книгу и читайте её понемногу каждый вечер.
- Не давите на ребёнка. Не гонитесь за скоростью чтения, больше внимания уделяйте правильности прочтения слов, интонации и содержанию. Побеседуйте с ребёнком о прочитанном.
- Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного сближает членов семьи, объединяет их духовно.
СЕМЬЯ формирует основы мировоззрения человек, его образ жизни и ценностные ориентиры.
СЕМЬЯ - это особый социальный институт, вводящий ребёнка в мир культуры, в том числе и читательской. Первая встреча человека с книгой происходит в семье.
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит.
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении у взрослых - следствие несформированности ее с раннего детства.
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения человека во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства - степени овладения речью.
Регулярное ЧТЕНИЕ ВСЛУХ с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способствует овладению самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ формирует эмоционально-эстетическое в приятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передать торжество, радость грусть, печаль, шутку, насмешку.
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ развивает способности, являющиеся основе для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев художественных произведений.
ЧТЕНИЕ ВСЛУХ важно не только для малышей, но и для более ставших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного: чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передаю: младшим свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ — эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми обогащаются эмоционально.
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ может служить для профилактики старения так как, по мнению некоторых специалистов, старение — это результат жизни без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия у