Городская библиотека - филиал № 5

Информминутка «Писатели - любители шахматной игры»

Вот уже более полутора тысяч лет радует эта прекрасная игра людей, делая их лучше, умнее, чище, благороднее. Её воспевали Омар Хайям и Фирдоуси, Шекспир и Сервантес, Вольтер и Гёте, Толстой и Тургенев, Стефан Цвейг и Набоков… в их произведениях часто встречаются сцены, мысли и образы, навеянные шахматным искусством. Шахматная игра оказалась столь многогранна, что одинаково гармонично вписывается в канву фантастической новеллы и юмористического рассказа, детективного расследования и поэтического признания в любви, философских размышлений и сказочного повествования…

Городская библиотека-филиал № 5 предлагает вам подборку книг о шахматах, необходимых каждому любителю.

Александр Сергеевич Пушкин «Евгений Онегин»

Гений русской поэзии Александр Сергеевич Пушкин писал в письме к жене: «Благодарю, душа моя, за то, что в шахматы учишься. Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе; докажу после». И, наверное, доказал. Известно, что Наталья Николаевна стала одной из лучших шахматисток Санкт-Петербурга. Любовь к шахматам сохранилась в роду Пушкиных навсегда…

Уединясь от всех далеко, Они над шахматной доской, На стол облокотясь, порой Сидят, задумавшись глубоко, И Ленский пешкою ладью Берет в рассеянье свою. Всего шесть строчек из IV главы «Евгения Онегина» стали причиной масштабной «шахматной Пушкинианы», и, пожалуй, исследователи отнеслись к партии серьезнее, чем ее участники. Интерес к эпизоду проявляли художники, историки шахмат и шахматисты.

Лев Николаевич Толстой «Война и мир»

В романе великого русского писателя Льва Толстого «Война и мир» нередко встречаются военно-шахматные сражения. Интересные в романе и шахматные свидетельствуют о его отношении к войне. Персонажи «Войны и мира» садились за шахматный столик при каждом удобном случае: свои партии у Толстого сыграли Вера и Шиншин, Наташа и Соня, Борис и Берг.

Лев Толстой и сам часто играл в шахматы. Они были любимым утешением и развлечением писателя на протяжении всей жизни. Ильи Ильф и Евгений Петров «Двенадцать стульев»

Наиболее замечательным не только в русском, но и в мировой художественной литературе юмористическим откликом на крупное шахматное событие явилась тридцать четвертая глава сатирического романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев». Ее главные моменты и идеи навеяны известной «шахматной горячкой», охватившей Советскую Россию после первого Московского международного турнира 1925 года.

Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита» В романе «Мастер и Маргарита» в шахматы играли Воланд и Кот Бегемот. Бегемот паясничал, чтобы оттянуть момент поражения, оживлял шахматные фигуры и даже превратил коня в лягушку: «На доске тем временем происходило смятение. Совершенно растерянный король в белой мантии топтался на клетке, в отчаянии вздымая руки. Три белых пешки — ландскнехты с алебардами растерянно глядели на офицера, размахивающего шпагой и указывающего вперед где в смежных клетках, белой и черной, виднелись черные всадники Воланда на двух горячих роющих копытами клетки конях».

Льюис Кэрролл «Алиса в Зазеркалье»

Шахматы занимали значительное место в жизни известного английского классика. Они запечатлены на несколько фотографиях, которые сделал Кэрролл. Он активно интересовался важными событиями шахматной жизни Великобритании, сам играл в

шахматы, учил играть в шахматы детей. Так, сюжет сказки «Алиса в Зазеркалье» построен на шахматной партии, которую придумал сам писатель, а шахматную диаграмму её начальной позиции он разместил во вступлении к своей книге.

Джоан Кэтлин Роулинг «Гарри Поттер и философской камень»

В книге английской писательницы Джоан Кэтлин Роулинг «Гарри Поттер и философской камень» главный герой, учась в школе волшебников, весело проводит время со своим другом Роном, придумывая новые игры. В тои же романе, чтобы добраться до заветного философского камня, героям предстояло еще превратиться в живые шахматы и выиграть партию черными!