Костенеевская сельская библиотека - филиал № 11

Возвышенная любовь Гульсум Камаловой к Тукаю

«Вот бы мне не родиться на свет,

Не испить бы вина горькой доли!»

Г. Тукай. Трудное положение

26 апреля 1886 г. родился, Габдулла Тукай, татарский народный поэт, литературный критик, публицист, общественный деятель и переводчик.

В Костенеевскую сельскую библиотеку поступила книга Розы Туфитулловой «Ветер судьбы». В романе рассказывается о возвышенной любви Гульсум Камаловой-Акчуриной к Тукаю, светлой и таинственной, а жизнь оказалась на удивление сложной и тесно переплетённой с историческими событиями. Гульсум встретилась с Тукаем на литературно-музыкальном вечере, который был впервые организован в Казани в Дворянском клубе. Это случилось 8 марта 1908 года. Как сблизила их в тот день «Игра в почту»! Тогда влюбленная Уммугульсум, пользуясь своей ролью почтальона, написала Тукаю кучу писем и передавала их с таинственной улыбкой. И не отдала ему ни одного письма от других девушек!

ДЖОКОНДА

Тукай называл Гульсум  Джокондой из-за её таинственной улыбки. Имя Джоконда приклеилось с легкой руки Гаяза Исхаки. В начале ноября 1911 на встречу с курсистками в институт, где училась Гульсум, была приглашена группа поэтов, среди них была Анна Ахматова, она сказала, что девушка напоминает Джоконду. Ахматова подарила Гульсум листочек со своим стихотворением «Белой ночью», над текстом стиха надпись: «Моей тысячеюродной сестре Джоконде с любовью». Гульсум с детства общалась с особенными, выдающимися личностями, такими как брат Ибрагим, Фатих Амирхан, Гаяз Исхаки. По просьбе Гаяза Исхаки Гульсум вместе со своей подругой Марьям сохранили рукопись трагедии Исхаки «Зулейха».

- Вот что, Джоконда, я вам оставлю на хранение рукопись «Зулейхи». Это единственный экземпляр…». В эту же ночь Исхаки по дороге домой был арестован.

КАЗАНСКАЯ УЛИЦА В ПЕТЕРБУРГЕ или ТАТАРЫ ПЕТЕРБУРГА

В Петербурге есть улица Казанская, улицу можно назвать улицей поэтов. Здесь жила Анна Ахматова, которая кстати, перевела немало стихотворений Г. Тукая, бывал Пушкин, Антон Дельвиг, Адам Мицкевич, жил Николай Гоголь и др. В конце апреля 1912 года в доме мужа сестры Гульсум Камаловой, жил Габдулла Тукай. В начале 1912 года группа из представителей татарской интеллигенции Петербурга приняли решение издавать газету «Слово» или «Новость». В качестве редактора нового издания был приглашён Тукай. К сожалению, поэту не было суждено погулять по российской столице. По приезде в Петербург его болезнь, разъедавшая лёгкие, усилилась.

Гульсум строила планы, как привлечь внимание поэта, и продумывала способы его лечения. Например, когда Тукаю станет лучше, она покажет ему места, где бывал Пушкин, обязательно достанет билеты на концерт знаменитого певца Шаляпина. Гульсум Камалова знала, что он любит её двоюродную сестру Зайтуну, дочь Хайдара-абзый.

Уммугульсум в стремлении помочь поэту, пытаясь набрать денег для поездки в Крым, распродала все свои украшения, расшитые жемчугом калфаки. Подруги, следуя её примеру, тоже отказались от любимых серёжек и браслетов. Друзья, родные, знакомые ему также предлагали лечиться в Крыму, Швейцарии, Финляндии, но он отказывался. В Петербурге осматривал самый известный в Петербурге доктор. Татарская молодёжь Петербурга организовала праздник «Белые цветы» в помощь больным туберкулёзом.

Поэт не в состоянии принять то непомерное почитание, чрезмерное возвеличивание, которым окружили его студенты. В душе Тукая навалились на грудь его внутренние сомнения, болезнь, горькая судьба, оставшиеся считанные дни, любовь, размышления о счастье…

БАЛКАНСКАЯ ВОЙНА

Уммугульсум училась в русской женской гимназии Чистополя, зачем заочно сдала экзамены в знаменитой Казанской гимназии Александры Котовой. Ей пришлось преодолеть немало трудностей, чтобы попасть на Высшие женские курсы в Петербурге. Днем и ночью она изучала русский, французский, немецкие языки. И вдруг Уммугульсум, с таким энтузиазмом учившаяся на третьем курсе физико-математического отделения института, решила отправиться в неизведанную и объятую пламенем страну. С началом Балканской войны в стране началось формирование частей народного ополчения. «Красный Крест» должен оказать помощь раненым турецким военнослужащим. Гульсум Камалова окончила двухмесячные курсы сестёр милосердия в больнице Царского Села. Она немного говорила по-турецки, попросила её записать добровольцем. Это было 7 ноября 1912 года. Она думала, что подумает Тукай, если узнает, что Гульсум уехала на войну? Станет ли он считать пустяком её решение отправиться в самое пекло? В турецком госпитале работала княгиня Елизавета Николаевна Оболенская.

Среди добровольцев встретился издатель и редактор оренбургской газеты «Вакыт» (время), писатель, учёный Фатих Карими. Поражает, какой уровень воспитания и образования получали дети ишанов, просветителей, купцов. Чего стоила одна только библиотека, составленная из произведений классиков арабской, персидской, турецкой, татарской и западноевропейских литератур! В народе верно говорят: «Что видит в гнезде, то будет и в полёте».

Известно, что Тукай с большим интересом читал «Стамбульские письма». Новости, которые отправлял Фатих Карими из Турции, поэт назвал «пищей для души народа». О героизме тюрских женщин, приехавших из России, во время Балканской войны писали не только турецкие издания, но и французские, германские газеты. Шёл пятый месяц пребывания девушек в Стамбуле. Настало время возвращения домой. В Лондоне готовился мирный Договор между государствами-участниками Балканской войны. Для Турции он будет сопровождаться значительными потерями. Она в этой войне потеряет свои территории в Европе.

ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА С ТУКАЕМ

Девушки, уехавшие в Турцию на месяц, наконец, вернулись домой. Скорее в Казань, где живёт Тукай, скорее в родной Чистополь!

Тукай уже скоро месяц, как лежал в Клячкинской больнице в Казани. В больнице дежурная медсестра с упрёком сказала Гульсум: «Интересные вы люди – татары. Каждый, кто сюда приходит, говорит: это мой самый близкий, самый дорогой человек. Я вот удивляюсь: если он так дорог вам, почему его продавали на Сенном базаре?! Почему не пытались лечить раньше? А теперь он умирает таким молодым…»

Гульсум, стараясь держаться как можно более уважительно, мягко взяла женщину под руку и незаметно надела на её палец своё золотое кольцо с кораллом: «Ольга Николаевна, уважаемая, умоляю вас…». Дежурная медсестра понимающе улыбнулась краешком губ и повела Гульсум к нужной палате.

- Прощай, Тукай… Ты был ярким солнцем и светлой луной на небосводе моей души. Слышишь?!

Он слышал и всё понял. Но не ответил. Лишь в голове его пронеслась светлая мысль: «Ты была для меня в этом мире ангелом последней любви и теперь пришла проститься…»

А потом разнесётся горестная весть: Тукай умер… И влюбленная в Тукая душа Гульсум заплачет, и сердце Вселенной содрогнется от боли…

В этот день, в знак уважения к памяти Тукая, на территорию кладбища Ново-Татарской слободы впервые разрешили войти женщинам.

К сожалению, Зайтуна не успела попрощаться с Тукаем, которая жила в Чистополи. А ведь какими стихами о любви проложил поэт дорогу к сердцу Зайтуны. Гульсум чувствует: ещё не раз им с Зайтуной придётся плакать вместе…

 1993 год. Письмо Гульсум Камаловой своей близкой подруге Марьям Бигиевой, в котором она описывала последние часы Тукая, было передано в руки известного учёного Дауда Аминова – другу Льва Гумилёва, автору серьёзных трудов о татарах Петербурга.