Костенеевская сельская библиотека - филиал № 11

История Костенеевской церкви Рождества Иоанна Предтечи

РОЖДЕСТВА ИОАННА  ПРЕДТЕЧИ ЦЕРКОВЬ

  • Храм в честь святого Иоанна Предтечи
  • Статус: действующий
  • Престолы: Усекновения главы Иоанна Предтечи, Алексия, человека Божия, архидиакона Никанора и мученицы Натальи
  • Год постройки: между 1722 и 1736
  • Настоятель: игумен Владимир (Трофимов)
  • Архитектурный стиль: Барокко
  • Архитектурное описание: Церковь деревянная, состоит из: трехъярусной шатровой колокольни, венчающейся шлемом с крестом на яблоке, трапезной под двускатной крышей и собственно храм - восьмерик на четверике под восьмигранным сводом.

Церковь строилась и перестраивалась на средства прихожан –  небогатых казенных крестьян, этим и объясняются ее скромные размеры. В то время в приход церкви кроме Костенеева входили Мурзиха, Казыли, Черенга, Чирши. Жители села и деревень делились на разряды: духовные и их домашние (священник и притч, а также члены их семей), а также крепостные и государственные крестьяне. Причем до 1861 года жители села Костенеева и деревень Чирши, Казыли, Черенга были государственными крестьянами, а крестьяне деревни Мурзиха помещичьими. В метрических книгах прослеживается перевод Мурзихинских крестьян, принадлежащих господам: Щепалиной, Пекен, Шарыгину, Ефимовым, временнообязанное состояние 1862 году.

Коренными жителями, родословное которых прослеживается с 1812 года были представители следующих фамилий:

  • Костенеево: Шишмагаевы, Мухины, Акаевы, Веревкины, Кузнецовы, Соловьевы;
  • Казыли: Цыпленковы;
  • Черенга: Красновы, Кобелевы;
  • Чирши: Конюховы, Захаровы;
  • Мурзиха: Метлины, Тихоновы,  Филлиповы, Ивановы,  Зотовы, Корниловы.

В 1830-1836 гг. храм сильно перестроен, сооружен придел во имя Алексея Человека Божия (освящен в 1839 г.). 23 декабря 1799 г. была дана Грамота Преосвященнаго Амвросия на построение в с. Костенееве, Елабужского уезда, вместо ветхой деревянной Алексеевской церкви, новой деревянной же церкви во имя Св. Алексия Человека Божия.

В 1873 г. церковь обустраивалась на деньги мамадышского купца 1 гильдии Корнея Никаноровича Щербакова. Живя  в Мамадыше, он недалеко от Костенеево  имел  усадьбу рядом с земской больницей, которая была также построена на его средства. Построены два придела во имя святого архидиакона Никанора и мученицы Натальи, названы в честь родителей хлеботорговца. Щербаков  в храм наезжал сначала на тройке, а его дети потом – на машине, работающей на керосине. Хотел также он построить новое здание церкви из белого камня, был завезен камень, но события 1914 года помешали этому.

Две перестройки привели к тому, что храм приобрел формы и декор, характерные для образцовых проектов К. Тона.

Приходы Вятской епархии за 1912 г.

Историко-географическое и статистическое описание церкви на 1912 год

 

Село Костенеево, Предтеченская церковь, Елабужский уезд, 2-й благочиннический округ.     

Предтеченская церковь с. Костенеево деревянная, построена в 1836 году расстоянием от г. Вятки в 420 верст, от уездного города в 35 верстах. Причта по штату положено 2 священника, диакон, 2 псаломщика; квартиры для причта казенные, кроме псаломщиков, которые живут на частных квартирах.

Земли: усадебной 2 десятины 1200 сажень, пахотной 33 десятины, землею причт не пользуется. Братский денежный доход: содержание от казны 931 руб., кружечный раздел до 1 декабря 367 руб. 45 коп. Руги собирается на весь причт до 100 пудов ржи.

Прихожан: православных русских 1903 мужского пола, 2043 женского пола. Приход состоит из 4 селений, расстоянием 2 – 7 верст.

Село находится недалеко от границ Уфимской и Казанской губернии, в углу, образуемом соединением двух рек – Камы и Вятки, в расстоянии 5 верст от берега реки Камы и 8 верст от берега реки Вятки. Село расположено в долине совершенно безлесной местности, по сторонам небольшого оврага. В приходе 4 школы, из них земская: в селе, в д. Мурзихе и Чиршах и церковно-приходская школа одноклассная женская при селе. Главное занятие прихожан – хлебопашество. В селе есть волостное правление Козыльское, в 1½ верст от села земством устроена больница.

В церкви имеются старинные книги: Евангелие напрестольное, печат. в Москве в 1754 году, Триодь цветная Моск. синод. типогр. 1699 г., Минея праздничная той же типогр. 1759 г., Триодь постная 1801 г., служба Захарии и Елисавете 1793 г. Устав церков. 1814 г., Большой Требник 1808 г., Обиход нотный 1801 г., Библия 1797 г., Евангелие учит. 1762 г., Беседы на Евангелие 1781 г. и др.

[В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.»] https://rodnaya-vyatka.ru/churches/ve1912/blag/43

Церковь выполняла в те времена функции современных отделов ЗАГСа, Советов местного самоуправления, а также роль идеологического органа. Она записывала в метрических книгах: браки, констатировала смерть, свидетельствовала о рождении, следила за тем, чтобы все крестьяне были у исповеди и причастия, соблюдали пост, а если кто-то не был, церковь фиксировала причину. Причинами, препятствующими исповеди, были отсутствия крестьянина, глухость, кто-то по охлаждению к вере, а также уход в раскол.

Тогда продолжительность жизни была не велика, очень много людей умирало в младенчестве. Исходя из записей жители села и окружающих деревень, страдали и умирали всего от четырех болезней: горячка, чахотка, понос (так написано в книге),  оспа. Лишь часть умирала натуральной смертью. Долгожителей было мало: Роман Горин из Мурзихи  – 83 года,       Екатерина Веревкина – 80 лет, но в среднем люди доживали до 50.

В метрических книгах встречаются интересные имена, так сейчас не называют: Параскева, Васса, Емельян, Акулина, Пелагея, Терентий, Лукерья, Иосиф, Агафья. Это происходило из-за того, что людей называли, исходя из церковного календаря,  по святкам.

Семьи были очень большие, количество детей было 6-8 человек.

В селе действовала церковно-приходская школа, где учились одни мальчики.  Позднее эта школа  была  преобразована в смешанное  училище.

В церкви есть много чудотворных икон, привезённых из Афин, из Греции, с Иерусалима. Мощи, то есть часть тела апостола Андрея Первозванного, брата апостола Петра, и мученика Трифона, которые лежат в Италии, в Москве и в селе Костенееве.

Есть ещё в храме большой подарок – земля от гроба Господня, с Иерусалима, потому в церкви много благодати Святого Духа, которая исцеляет, очищает, успокаивает всех, приходящих с верою в храм.

Службы в храме ведутся не только на русском, но и на татарском языке, так как в округе много крящен. В Костенеевскую церковь идут и едут верующие не только из сельской местности, но и из Елабуги, Нижнекамска, чуть ли не из-под Казани.

В тридцатые годы прошлого столетия рука ретивых борцов с религией дотянулась  было и до Предтечинской церкви. Да только на пути их неожиданно встала староста Наталья Тихоновна Акаева: «Иконы, говорите, снимать надо? Не будет этого, не дам на поругание святое место. И ключи вы у меня не получите». По воспоминаниям старожилов, ее заперли в холодном амбаре, ставили коленями на горох, но сломить волю так и не смогли. Когда женщину в очередной раз вели на допрос, ничего хорошего она не ожидала. И тут Наталья услышала обращенный к ней сочувственный голос сопровождавшего ее конвоира: «Не бойся, не расстреляют тебя – попугают только и отпустят. Нет у них прав тебя казнить!» Так и спасли храм от поругания. Об этом когда-то поведал корреспонденту газеты «Новая Кама» протоиерей Сергий, в миру Сергей Анатольевич Софронов. Предшественником  его  был тесть Иоанн Дмитриевич Бибульдин, который отдал служению Богу 23 года. Могилы его и родных тут же, рядом с церковью. Здесь похоронена  и мать С.А. Софронова, он сам. Кстати, благодаря  матери он и стал священнослужителем, ведь она полтора  десятка лет была  в храме заместителем старосты. Теперь настоятелем в Костенееве отец Владимир. По его инициативе организована  воскресная школа, где занимаются учащиеся местной школы.

Мингазетдинова Евгения Владимировна с целью узнать, как отстояли церковь, провела своё расследование, опрашивая своих односельчан. И вот что она поведала:

«Каждому из опрашиваемых мы задавали вопрос о нашем храме: кто, как отстоял церковь. И все жители нам отвечали, как один, что на защиту храма вставали костенеевцы  (вариации менялись). В прошлых работах мы писали о некой Наталье Тихоновне Акаевой, церковной старосте, не давшей закрыть церковь, защищаясь приказом Сталина об открытии церквей.

Оказалось, что эта героическая женщина приходится тёткой по деду Акаеву Николаю Илларионовичу. Когда приехали  вывозить церковную утварь, она вцепилась в священнические ризы, не отдавая их на поругание. Это она не отдавала ключи от церковных дверей, за что претерпела жестокое наказание кнутом и пешей отправкой до Казани, привязанной к лошади.

Попытки закрыть и разграбить церковь были не разовой акцией. Их было несколько. Николай Илларионович вспоминает, что его отец Акаев Илларион Иванович был председателем колхоза. Именно он предотвратил одну из попыток закрытия храма, когда приехали снимать церковные колокола. В это время все работали в поле во главе с председателем. Кто-то из мальчишек сбегал в поле, позвав на подмогу мужиков. Илларион Иванович спросил у каждого из чекистов: есть ли у них часы (всего их было четверо). Трое из четверых ответили утвердительно, что, мол, есть у них часы. На что председатель ответил: а у нас нет такой роскоши, и свой обеденный перерыв мы начинаем со звоном колокола, который слышен на всю округу (и в Яковлево, и в Казылях, и в Черенге сверялись со звоном колокола нашей церкви, их храмы к тому моменту были уже разрушены). Дескать, нам без колокола ни работать, ни обедать невозможно. Чекисты не поверили, стали звонить в соседние деревни, чтобы удостовериться, что и те нуждаются в «чугунных часах». Те ответили утвердительно. Только после этого незваные гости уехали ни с чем.

Ещё одна версия имеет место быть: когда приехали разрушать храм, всё население села во главе со старушкой-монахиней встало стеной с кольями и вилами в руках. Но поганцев не пустили на порог церкви».

Миннуллин  И.Р. в своей статье «Из истории государственно-религиозных отношений в Елабужском крае (1930-1960-е гг.)» книги «Древняя Елабуга» пишет:

«Единственным действующим культовым зданием в районе оставались Предтечинской церковь в с. Костенеево. Этот храм никогда официально не закрывался, в селе существовала религиозная община, которая содержала церковь и проводила богослужения. В августе 1938 г. председатель Костенеевского  сельсовета Конюхов отобрал у верующих ключи от здания и запретил пользоваться культовым имуществом. Однако церковь пустовала и никем не использовалась. На это обстоятельство в 1940 г. обратил внимание Президиум Верховного Совета ТАССР и напомнил о необходимости оформления закрытия и использования молитвенного здания на культурные нужды.  Вообще по данным Информационно-статистической группы Верховного Сонета на 1 сентября 1941 г. в Елабужском районе пустовали 8 закрытых зданий. Недопустимость такого положения отмечалось в секретном письме Президиума oт 4 марта 1943 г. № 13с: «...совершенно неслучайно, что церковники воспользовались бездеятельностью исполкома в части пустующих молитвенных зданий и, как следствие этого, — назначение Зырянова А.Г. священником. Если исполком райсовета не сможет закрыть церковь в с. Костенеево, то у исполкома к препятствию службы оснований нет» (НА РТ. Ф. Р-4530, оп.4, д.30, л.4).

В октябре 1943 г. община верующих подала прошение Казанскому Архиепископу о назначении священником в с. Костенеево Зырянова Андриана Григорьевича и одновременно ходатайствовала об открытии церкви. Уполномоченный СДРПЦ Горбачев Ф., отметив ряд нарушений в составлении заявления, рекомендовал отказать в ходатайстве. Тем не менее, с 1944 г. служба в церкви возобновилась».

Открытие церкви в военное время стало для православных верующих великим утешением, и храм почти всегда был переполнен, так как был единственным действующим храмом в северо-восточных районах Татарстана. Люди готовы были преодолеть немалое расстояние, чтобы постоять на службе. Это продолжалось последующие четыре десятка лет, однако возрождением полноценной духовной жизни назвать это было нельзя. Возрождение началось лишь в конце 80-х, когда в Елабуге после многолетнего перерыва был вновь открыт Покровский собор.

Был такой интересный факт: при  Советской  власти во  время  выборов  парторгом  было  заявлено, что  если  хоть  один  проголосует  против  нерушимого  блога  коммунистов  и  беспартийных,  то  церковь  закроют  и  попа  заберут,  ни  один  не  проголосовал  против,  такое  было  единодушие.

Сегодня Костенеевский храм встречает богомольцев великолепием внутреннего убранства. Сохранили его люди, которые пронесли свою веру через годы гонений, свято веря в то, что после долгих лет забвения настанет час духовного прозрения.

В последнее время Костенеевский, как и другие храмы, захлестнула волна венчаний, крещений, не говоря уж об отпевании усопших и других обрядах. Только ли страхом перед Богом объясняется это? Изменилось отношение к церкви, сюда теперь идут даже те, кто не считает себя верующим. А крестятся целыми семьями. Венчать иногда приходится по десять пар сразу.

Понятно, что сельская церковь имеет свою специфику, если можно так сказать. В частности, это касается труда земледельцев. Существует, к примеру, обычай освящения перед посевной семян зерновых, молебны с просьбой дождя в период жесточайшей засухи. Да и вербу здесь освящают не только для того, чтобы поставить дома на божницу – ею легонько, с приговорками похлестывают скотину, измельченной вербой сдабривают корм коровам и овцам, а хворым телятам и ягнятам добавляют ее в пойло.

Хочется верить, что со временем этот и другие сельские храмы приобретут былое величие, здесь будет многолюдно не только в праздники, но и в будни. Как бывает многолюдно в Костенееве.