Правила пользования библиотекой
Правила пользования библиотекой
II. Права пользователей библиотеки (ФЗ, ст.7)
2.1. Каждый гражданин РФ независимо от возраста, пола, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии и т.д. имеет право на библиотечное обслуживание (ФЗ, ст.5, п.1).
2.2. Пользователем библиотеки может стать каждый гражданин, проживающий на территории Альметьевского района, с. Чупаево по предъявлению документа, удостоверяющего его личность.
2.3. Лица, не прописанные на территории района, имеют право на библиотечное обслуживание только в помещении библиотеки.
2.4. Все пользователи имеют право получать:
— полную информацию о составе библиотечных фондов через систему каталогов, картотек и другие формы библиотечного обслуживания;
— информацию о наличии в фонде конкретного документа;
— консультативную помощь в поиске и выборе источников информации;
— возможность самостоятельной работы на компьютере;
— во временное пользование любой документ из фондов библиотеки согласно основным видам библиотечного обслуживания.
— пользоваться другими видами услуг, в том числе и платными, перечень которых определяется Приложением I.
— получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу (МБА) из других библиотек;
— участвовать во всех мероприятиях библиотеки;
— входить в состав различных советов при библиотеке;
III. Ответственность пользователей (ФЗ, ст.9)
Пользователи библиотеки обязаны:
3.1. При получении документов: — тщательно их просмотреть и в случае обнаружения в них каких-либо дефектов сообщить об этом библиотекарю, который обязан сделать соответствующие пометки на выдаваемом документе;
— расписаться за каждый документ, записанный в формуляре; при возврате документов роспись читателя погашается (вычеркивается).
3.2. Бережно относиться к документам из фонда библиотеки, проявлять постоянную заботу об их сохранности: не делать никаких заметок, пометок, не вырывать и не загибать страниц в книгах; электронным изданиям; не выносить из помещения библиотеки документы, если они не записаны в читательском формуляре.
3.3. Соблюдать Правила пользования библиотекой. Нарушившие эти Правила и причинившие ущерб библиотеке, компенсируют его в следующем порядке:
— при утере или порче документов из фонда библиотеки обязаны заменить их соответственно такими же или признанными равноценными (в т. ч. – ксерокопиями утраченных или испорченных документов). А при невозможности замены – возместить их индексированную стоимость. Сумма определяется библиотекой по ценам, действующим в современных рыночных условиях (ФЗ, ст. 9; ГК, ст. 12, 15; Закон «Об авторском праве и смежных правах» ст. 20);
— за утрату документов из фонда библиотеки, причинение им невосполнимого вреда и за нарушение сроков возврата документов. (ГК, ст. 26-28);
— при иных случаях нанесения вреда имуществу или персоналу библиотеки пользователи несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ (ГК, УК).
3.4. Возвращать книги и другие документы в установленные сроки.
3.5. Не нарушать расстановки фонда в отделе обслуживания с открытым доступом, не вынимать карточек из каталогов и картотек.
3.6. Бережно относится к имуществу библиотеки.
3.7. Быть вежливым, тактичным, соблюдать в библиотеке тишину, чистоту и порядок; не нарушать правила поведения в общественных местах.
IV. Права библиотеки (ФЗ, ст. 13) Права библиотеки определяются в соответствии со ст. 13 ФЗ «О библиотечном деле»; гл. 4 ГК РФ (Ч.1); ст. 20 Закона «Об авторском праве и смежных правах».
Библиотека имеет право: 4.3. Определять в соответствии с Правилами пользования виды и размеры компенсации ущерба (потери, порчи), нанесенного пользователями библиотеки. 4.4. Лишать пользователей права пользования библиотекой на определенный срок, установленный должностным лицом библиотеки, при нарушении сроков возврата документов, взятых во временное пользование из фонда библиотеки, а также взимать штраф за задержку в соответствии с настоящими Правилами.
V. Обязанности библиотеки Библиотека обязана:
5.1. Создавать все условия для осуществления прав пользователей на свободный доступ к источникам информации библиотеки.
5.2. Изучать и наиболее полно удовлетворять запросы пользователей.
5.3. Обеспечивать высокую культуру обслуживания читателей, организацию тематических книжных выставок, обзоров, массовых мероприятий. Оказывать им помощь в выборе необходимых книг и других документов путем устных консультаций, предоставления в пользование справочно-поискового аппарата библиотеки (каталогов и картотек, рекомендательных списков и других справочно-библиографических, информационных материалов.
5.4. В случае отсутствия в фонде необходимых пользователям материалов, запрашивать их по МБА (межбиблиотечному абонементу) из других библиотек района, области, региона и т. д.
5.5. Содействовать формированию у пользователей информационных потребностей, потребности к чтению; принимать меры по привлечению в библиотеку различных категорий пользователей.
5.6. Систематически следить за своевременным возвращением в библиотеку выданных читателям книг и других документов из фонда библиотеки.
5.7. Осуществлять учет, хранение и использование находящихся в фонде библиотеки документов в соответствии с установленными правилами, обеспечивающими их сохранность и рациональное использование.
5.8. Сотрудники библиотеки при выдаче документов обязаны тщательно просмотреть их и в случае обнаружения в них каких-либо дефектов сделать соответствующие пометки на выдаваемом документе. То же – при приеме от пользователя возвращаемой им литературы.
5.9. Не допускается использование и разглашение сведений о пользователях библиотеки, их читательских запросах, за исключением случаев, когда эти сведения используются для исследовательских целей, для изучения читательского спроса и улучшения организации библиотечного обслуживания (Конституция РФ, ст. 24; ФЗ, ст. 12, п. 1).