Чернышевская сельская библиотека - филиал № 34

"Волжская Булгария - история Татарстана"

Волжская Булгария оставила глубокий след в истории народов Среднего Поволжья и Приуралья. До переселения на Среднюю Волгу булгары жили в широких степях Северного Кавказа, около Азовского и Черного морей, на равнинах между реками Дон и Кубань. Здесь в 635 году нашей эры они создали свое первое государство Великую Болгарию. Основателем его был Кубрат Хан.Но, после смерти Кубрат хана, государство Великая Болгария распалась.Большая часть тюркоязычных племен такие, как болгары, баранджары, сувары, билеры, берсулы и др. не хотели жить под властью хазар, им пришлось искать новые, более безопасные для жизни земли. Одним из таких мест в то время была Средняя Волга. Её тогда населяли племена, говорящие на тюркском, древневенгерском и финском языках. Это были очень плодородные земли. В смешанных лесах обитало множество зверей и дичи. В изобилии было и всяких ягод. Для занятия земледелием имелись открытые местности. Реки и озера были полны рыбой. Булгары стали заниматься земледелием, выращивали пшеницу, ячмень, просо и другие культуры, и не только для себя, но и на продажу соседям. Булгары (так стали называться племена после освоения территории между Камой и Волгой, после смерти Кубрат хана и распада Волжской Болгарии) держали много скота - коров, овец, а также лошадейОдним из первых правителей Волжской Булгарии был эльтабар Алмуш, сын Шилке. Власть эльтабара держалась на традициях и уважения его соплеменников. Он пользовался большим почетом. Эльтабар обязан был заботиться об интересах всех племен, соплеменники за это содержали его самого, его свиту и обеспечивали всем необходимым его дружину. У эльтабара Алмуш и предводителей племен – беков была своя дружина. Кроме того, каждый свободный человек имел оружие и обязан был участвовать в защите своей земли от врагов. По оружию и боевому поясу без ошибки можно было определить положение человека, которое он занимал в обществе. Особенно интересным был боевой пояс: он играл роль погонов, как в современной армии. Географическое положение Волжской Булгарии экономически было очень выгодным. Через нее, а точнее через Булгар, находящийся на реке Волга (Итиль) и город Биляр, проходили очень многие торговые пути между Западом и Востоком, а летом на территории государства проводилась оживленная ярмарка, куда съезжались купцы из дальних стран.До появления денег товары обменивали, используя шкурки белок: одна шкурка белки, две белки, три белки … То, что мы считаем мелкими деньгами в копейках (ведь белка, по-татарски, «тиен» - копейка) возможно осталось с тех давних времен. Вначале в Булгарии были в ходу иранские и арабские деньги – куфические монеты, а с начала X века булгары начали чеканить свои монеты - серебряные булгарские дирхемыВ кладе куфических монет X века, найденном в 1956 году в Новгороде, содержались четыре монеты волжских булгар. Наиболее интересным в кладе является обломок дирхема с именем Джафар ибн Абдаллаха, то есть с мусульманским именем первого правителя Булгарии Алмуша, сына Шилки. По мнению известного исследователя – нумизмата С.А.Яниной, эта монета представляла наиболее ранний тип булгарской чеканки и относилась к 902-908 годам. Все исследователи-нумизматы нашей страны и мира приняли данный вывод, который позволяет говорить о том, что с начала монетного серебряного чекана в Булгарском государстве прошло более 1100 лет! й. До принятия религии ислам булгары были язычниками, то есть поклонялись многим богам и духам. Они выделяли главного Бога – Тенгре, который по их представлению, был хозяином неба и распоряжался судьбами и отдельного человека, и народа, и государства. По представлению булгар существовали также Абзар иясе (хозяин хлева), Албасты -злой дух, нападающий на спящего человека, Су анасы (водяная), Шурале (лесной дух) и другиеСо временем языческие верования стали уступать своё место новой вере – Исламу. к. С исламом булгары познакомились через многочисленных купцов из Средней Азии и стран Востока, приезжавших торговать. Простой народ тянулся к новой вере, прежде всего, за её человечность. Ведь ислам учит людей добру, справедливости, порядочности, честности, терпимости и уважению к другому! А в мире так много было несправедливости! И каждый хотел счастья и удачи.. Произведения средневековых писателей, таких как Аль – Балхи и Ибн Руста, подтверждают тот факт, что ещё до прибытия послов халифа из Багдада, в городах Биляре и Суваре имелась Соборная мечеть, часть булгар исповедовали ислам, в селениях имелись мечети и мектеби (школы). Действительно, проникновение ислама в Булгарию началось раньше, но она не была официально принятой религией государства. Эльтабар Алмуш с помощью ислама хотел объединить разрозненные племена и создать единое государство. К тому же соседняя Хазария не давала покоя своими набегами и, приняв новую веру, Булгария желала обрести могущественного защитника, в лице Арабского халифата. Для достижения своей цели Алмуш отправил послов в Багдад – Город мира, как тогда говорили, с подарками и письмом самому халифу Джафару аль – Муктадиру с просьбой прислать в Волжскую Булгарию посольство с учителями ислама, проповедниками и законоведами, которые учили бы булгар основам ислама. Свою задачу булгарские послы выполнили отлично!Через некоторое время по решению халифа послы из халифата отправились в долгий, трудный и полный опасности путь в далекую северную страну - Волжскую БулгариюВот настал прекрасный день 12 мая 922 года, когда гонцы принесли весть о вступлении на землю булгар большого посольства из Багдада.о среди прибывших представителей Багдада был путешественник Ахмед Ибн-Фадлан, который был секретарем посольства Багдадского халифа Джафара аль-Муктадира. Ибн-Фадлан прожил в летней ставке эльтабара Алмуша под Булгаром почти 2 месяца. За время своего пребывания в Булгарии, начитанный и наблюдательный Ахмед Ибн-Фадлан познакомился с местным населением, обычаями и обрядами булгар и других племен, вел географические наблюдения. Вернувшись в Багдад, он составил подробный отчет о своем пребывании в Волжской Булгарии. Его записи дошли до наших дней и стали бесценным источником для изучения истории Волжской Булгарии.С таким воодушевлением ислам был принят булгарскими племенами. После обращения в новую веру эльтабар Альмуш стал называться мусульманским именем Джагфар ибн Абдулла. С этого времени он открыто начал поощрять распространение новой религии в Булгарии. Ислам был близок булгарам по духу и помог Алмушу укрепить единство страны и поднять экономику.

Совместно с Чернышевским СДК  Чернышевская библиотека провела тематический час "Волжская Булгария - история Татарстана", приуроченнаяприуроченная празднованию 1100 – летия официального принятия Ислама Волжской Булгарией