Алфеевский Валерий Сергеевич
Валерий Алфеевский родился 23 июня 1906 года в Москве. Отец его был присяжным поверенным, после Октябрьской революции работал юрисконсультом, занимался вопросами трудового права. Мама — педагог, у неё была школа для детей младшего возраста. Валерий, хоть и был вдвое моложе учеников, часто сидел с ними за одной партой, поэтому очень рано научился читать. Едва научившись читать, Валерий Алфеевский прочитал «Юрия Милославского» М.Н. Загоскина. За шалости мальчика отправляли на час в комнату родителей. Там стояли книжные шкафы. Семилетний Валерий читал А.Т. Аверченко, М. Горького, М.П. Арцыбашева, Ф. Ницше и сборники изречений китайских мудрецов, громко декламировал стихи Игоря Северянина. Увлечением отца была живопись, в свободное время он писал маслом. Мальчик с интересом наблюдал за процессом, потом и сам взял в руки кисть. Так состоялось приобщение Валерия к искусству. Кроме того, детей в семье учили игре на фортепьяно.
В 1914 году Валерий поступил в Первую мужскую гимназию, которую в своё время окончили его отец, дядя и дед. В школьные годы он очень много читал и рисовал, в старших классах увлёкся сценой: регулярно ходил на спектакли в московские театры, участвовал в школьных постановках, создавал для них декорации. Растущий интерес к живописи побудил Валерия серьёзно учиться изобразительному искусству. В 1921–1924 годах он посещал Художественную студию М.М. Северова, М.В. Леблана, П.А. Бакланова. За это время у Валерия сформировалось желание стать художником.
Окончив в 1924 году среднюю школу, Валерий Алфеевский стал посещать Студию И.И. Машкова, в которой прозанимался год.
Некоторое время В.С. Алфеевский увлекался кубизмом и кубофутуризмом. В пейзажах первой половины 1920-х годов прослеживается влияние московской живописной школы. В отдельных живописных работах Алфеевский использовал гротеск как средство заострения образа. Таково полотно «Артистическое кафе» (1924). Оно было создано под влиянием дружеских отношений с московскими имажинистами, чьим литературным творчеством Алфеевский интересовался в то время.
В 1925–1930 годах Алфеевский учился во Вхутемасе – Вхутеине на живописном факультете; его преподавателями были С.В. Герасимов, К.Н. Истомин, Л.А. Бруни, Д.П. Штеренберг, А.А. Осмеркин, И.И. Машков. Образовательный процесс во Вхутемасе отличался пестротой направлений и разностильностью мастерских, а также обширной программой в части естественных и точных наук. Это, с одной стороны, расширяло кругозор учащихся, давало возможность овладеть разнообразными знаниями и навыками, с другой — мешало некоторым студентам сосредоточиться на изучении немногих интересующих их предметов. Тем не менее, Вхутемас делал главное: его выпускники были способны создавать целостные произведения, осмысливать увиденное и передавать людям своё суждение о нём. В.С. Алфеевский — один из таких художников. Для него, как и для многих мастеров — его ровесников, характерна широта творческих интересов: станковая графика, иллюстрация и живопись были ему близки почти в равной степени.
Весной 1929 года В.С. Алфеевский, Т.А. Лебедева и Л.П. Зусман по студенческой командировке съездили в Ленинград. Красота Северной столицы поразила Алфеевского. «С этой поездки началась моя любовь к городу и его изображению», — вспоминал он впоследствии.
В 1930 году В.С. Алфеевский сразу после окончания Вхутеина совершил творческие поездки на Алтай, в Баку, Батуми, Одессу, во время которых выполнил обширные циклы зарисовок. В дальнейшем творческие поездки по стране стали нормой (он посетил Прибалтику, Крым и др.). Впечатления от поездок находили отражение в работах художника, в том числе в книжных иллюстрациях.
Вернувшись в Москву и не найдя применения своему диплому живописца, Алфеевский вместе с Т.А. Лебедевой решил последовать примеру многих художников-станковистов (В.А. Фаворского, Н.Н. Купреянова, А.А. Дейнеки, Л.А. Бруни и др.), которые в конце 20-х — начале 30-х годов обратились к книжной графике и создали новаторские книги для детей. Алфеевский и Лебедева представили художественному совету детской редакции ОГИЗа листы книжки-картинки «Цирк» в технике коллажа. Проект был одобрен, и, хотя «Цирк» издан не был, творческий дуэт получил заказ на оформление книги М. Гершензона «Товарищ Метр». Алфеевский и Лебедева создали весёлый изобразительный пересказ фантастической истории о забавных приключениях юнги ростом в метр. Книга со множеством штриховых рисунков была напечатана очень быстро — вышла в том же 1930 году.