В рамках республиканского проекта «У войны не женское лицо…».
В рамках республиканского проекта «У войны не женское лицо…».
У войны не женское лицо
Нет! У войны не женское лицо.
Хоть имя женское заключено в неё.
Противоречит сути женщины война,
Не для убийства Богом ей любовь дана.
Васильева Ольга Ефремовна родилась в 1917 году в деревне Ясашно - Барышево Апастовского района. Работать начала с детства.
Из воспоминаний Ольги Ефремовны: «Когда началась война, мы с молодежью во главе с Ефимовым Сергеем на рубке леса Васильево. Нам как сообщили о начале войны, и мы вернулись домой, потом началась мобилизация. Нас направили рыть окопы в район Апастово. Потом нас четверых, меня, Иванову Татьяну, Федорову Наталью и Федорову Анну вызвали в военкомат. Военная комиссия признала меня не годной к военной службе, так как на валке леса в Марийских лесах на меня упало дерево, и была сломана ключица. Только Федорову Анну отправили на фронт. Она прошла всю войну и вернулась живая.
В 1942 году в деревне не осталось мужчин, я была назначена полевым бригадиром. Председателем колхоза был Васильев Петр, член правления Артемьев Василий. Артемьев Василий выдвинул меня в полевые бригадиры, а свою дочь Анастасию отправил на леса рубку в Молотовские леса, где она погибла от упавшего дерева. Такого было военное время.
Вместе отцов на полевых работах работали 11-12 летние мальчишки. Они пахали, сеяли, убирали урожай. А урожайность в те годы была 37ц/га. Дети с учительницей Фелицатой Васильевной подбирали колоски с поля. Они работали от зари до захода солнца за кусок хлеба 200г.
В деревне не осталось рабочих лошадей. Их откармливали и отправляли на фронт. Всего осталось в колхозе 5-7 штук. Помню старых лошадей «Орлика» и «Бурку».
Весь урожай отправляли на фронт, немного оставляли на семена, фураж, немного раздавали людям.
Все работали, даже старики и старухи».
После войны Ольга Ефремовна работала в колхозе разнорабочей.
Была награждена юбилейными медалями в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.
Ольга Ефремовна умерла и похоронена в деревне Канаш.