Нижнеуслонская сельская библиотека - филиал № 16

"Детство, опаленное войной"

В детский дом категорически запрещено было принимать на любые должности колхозников, так как они должны были работать в колхозе. А если все же принимали (были такие случаи) их безоговорочно увольняли. Через два месяца после открытия детский дом принял первых своих обитателей. В него поступали дети разных возрастов из Казанского детского приемника - распределителя. В основном это были дети, у которых война отняла родителей. Поступали так же дети, брошенные родителями на произвол судьбы. Правда, были и другие случаи. Однажды мужчина привел в детдом троих своих детей. Оказалось, у него умерла жена и он не в состоянии их содержать. кстати, все они выросли хорошими людьми и уже взрослые приезжали в Нижний Услон навестить бывших своих воспитателей. Количество маленьких жителей первоначально доходило до 120 человек, и после войны постепенно уменьшалось. Обучались детдомовские дети в Нижнеуслонской школе. Трудились совместно с воспитателями в подсобном хозяйстве, состоявшем из сада и огорода, на котором сажали картофель и различные овощи. Каждая грядка была закреплена за определённой группой детей, каждый знал за что отвечает поэтому порядок был идеальным. Помогали колхозу. Существовала своя швейная мастерская, где девочек обучали швейному делу. Иногда воспитанники делали набеги на хозяйские сады и огороды, руководство наказывало воспитателей, выпустивших детей из поля зрения.

Римма Львовна Малахова писала: «Хорошо помню 9 мая - праздник Победы. На завтрак пришла Неля Степановна и объявила: «Ребята, война закончилась, настал День Победы!». Мы все стали кричать, прыгать, кружиться, и дети, и взрослые. Директор попросила повара приготовить обед повкуснее и посытнее. Так все и было. После окончания войны я решила идти учиться и в 1946 году уволилась из детдома. Но на всю жизнь я запомнила годы работы в детдоме и лица детей.

 Пожелтевшие со временем архивные материалы, свидетельства бывших работников детдома много повествуют о его жизни. Несмотря на голодные военные и послевоенные годы питание детей было хорошим. Более того, руководство детдома осуществляло строгий контроль за расходованием продуктов питания. С этой целью ежедневно в 6-30 утра воспитатель и два воспитанника должны приходить на дежурство для развеса хлеба на утро по 200 гр, на обед и ужин по 100 гр. Продукты запускались в котёл в присутствии воспитателя. Дежурный воспитатель второй смены приходит в кухню в 17-30 вечера и готовить хлеб и сладкое на ужин. Периодически проводились ревизии продуктов питания, заканчивающиеся иногда грозными приказами по детдому и материальными наказаниями ответственных лиц. Попросту говоря, заведующий складом при недостаче возмещал её из зарплаты. Понятно, что подобные меры были вынужденными. Дети не должны были чувствовать себя обделёнными ни в чём. в том числе и хорошим ласковым отношением к себе. За этим руководство тоже пристально следило. 31 марта 1948 г. директор Попова (работала с1947 по 1949г.) издаёт приказ за систематические грубости в обращении          с воспитанниками-пионерами. За применение в обращении с ними выражений ''ябеды", "мадам фру-фру", "звено пе-пе", и др. и частые необдуманные угрозы к ним...объявить строгий выговор пионервожатой Кац М.И. Через месяц опять приказ: "Воспитательнице Гороховой Л.Ф. объявить строгий выговор с последним предупреждением за применение физического воздействия к воспитаннику, выразившееся в не выдержанности против грубого поступка Знаменского Игоря по отношению к ней" Кстати этот двенадцатилетний мальчик посадил тогда маленькую берёзку, которая впоследствии разрослась и сейчас радует своей красотой. Дальнейшая жизнь его самого не сложилась: погиб в армии.

 Долгие годы воспитателем в детском доме работала Валентина Алексеевна Громова. Она всегда с нескрываемой ностальгией вспоминала события тех лет. «Жизнь в детдоме буквально бурлила. Приходя из школы, воспитанники были постоянно заняты делом. Работали разнообразные кружки. Музыкальный руководитель Загребина Вера Кондратьевна занималась с ребятами не зная усталости. Имеющийся свой небольшой клуб никогда не пустовал. Библиотечные книги зачитывались до дыр. Было интересно и весело»

  В 1948 году директором Нижнеуслонского дома была назначена Нина Алексеевна Иванова. Дети её очень любили, коллеги уважали за доброту, принципиальность и честность.

 В разные годы медицинскими сёстрами в детском доме работали участницы Великой Отечественной войны Марина Григорьевна Маяченко и Анна Михайловна Зайцева. Были у детдома и свои шефы в лице Казанского авиационного института. Они часто навещали своих подшефных, помогали в обработке огорода, привозили воспитанникам подарки, проводили с детьми интересные мероприятия. Вот так день за днём и протекала жизнь в детском доме. Постепенно, с медленным, но всё же ощутимым улучшением жизни после войны уменьшался контингент детей. А 10 октября 1961 года и вовсе прекращает своё существование, оставшихся в нём воспитанников отправляют в Зеленодольский интернат. Последний директор детского дома Федотов Михаил Андреевич, работавший на этой должности с июня 1959 года переходит учительствовать в Нижнеуслонскую школу. Сразу же после закрытия детдома на его базе открывается школа - интернат для глухих детей с контингентом в 72 человека. Через пять лет в связи с открытием в Елабуге спецшколы прекращает своё существование и он.

 

Заведующая Нижнеуслонской сельской библиотекой Морозенкова Н.В.

В статье использованы материалы Простатова А.Н., Малаховой Р.Л.