Литературная гостиная "Я лиру посвятил народу своему"
Сто с лишним лет мы читаем и учим стихотворения этого поэта. Они нам понятны и дороги. Его стихи, искренние и душевные, грустные и печальные, посвящены русскому народу, России. «Я песни Родине слагал»,- говорил поэт.
1.И сегодня в этом зале будут звучать стихи, которым неподвластно время, написанные с искренней любовью и теплотой. Стихи, в которых выражены любовь к природе, человеческие страдания и народный гнев, доброе отношение к детям и животным и вера в великое будущее России.,
Стихотворение «Славная осень» читает Хайбуллина Мадина
2. Николай Алексеевич Некрасов родился в местечке Немиров Подольской губернии. В конце 1821 года семья переехала в Ярославскую губернию, в свое родовое имение Грешнево. Здесь прошли его детские годы.
1/ Детские годы оставили глубокий след в сознании маленького Коли Некрасова. Здесь он впервые столкнулся с разными сторонами жизни народа. Здесь был свидетелем жестоких проявлений крепостничества: бедности, насилия, произвола, унижения человеческого достоинства.
2.Отец Некрасова, Алексей Сергеевич, был военным, принадлежал к старинному, но обедневшему роду. Он был грубый и малообразованный человек , суровый и своенравный, был жесток с домашними и крепостными. Он думал только о своих доходах, заставлял крепостных крестьян целые дни работать на барщине и только ночью и по праздникам делать что - то для себя. Любимой забавой отца была псовая охота, во время которой вытаптывались крестьянские наделы. После удачной охоты устраивались кутежи, играл крепостной оркестр, пели и плясали дворовые девушки.
1.Трудно сказать, что стало бы с юным Некрасовым, если бы не его мама - Елена Андреевна.
Елена Андреевна была очень образованной, женщиной доброй души и чуткого сердца. Прекрасно музицировала и старалась приобщить к музыке детей. Рано научила сына читать, знакомя его с русскими народными сказками и произведениями писателей. Но она была робкой и беззащитной, была бесправна и забита. Всю свою душу она вложила в детей, но рано умерла, и её нежный, поэтичный облик навсегда вошёл в лирику Некрасова.
2. Маленький Некрасов не любил отца, боялся его. Он видел, как часто плакала мать от обиды на отца, и очень жалел и любил её. Матери написал он в 7 лет свои первые стихи, её вспоминал перед смертью в своих последних песнях. Тема материнства звучит и в его стихотворении «Внимая ужасам войны…»
Диана Шеина читает стих.
1 Отец Николая запрещал ему бывать в избах крестьян, он считал, что зазорно дворянскому ребёнку водиться с детьми крепостных. Но мальчик, улучив удобную минуту, тайком, в лазейку в заборе, убегал в деревню, где у него было много друзей среди деревенских ребят.
2.Когда Некрасов стал взрослым, он часто вспоминал своих детских друзей и посвятил крестьянским детям немало поэтических строк.
1.Предлагаем вашему вниманию инсценировку стихотворения «Мужичок с ноготок», которую подготовили ученики 4 класса
2/ Няня будущего поэта была крепостная крестьянка. Первые сказки, какие привелось Некрасову услышать от няни, были старинные русские народные сказки. Сказки очень полюбились Некрасову, и он запомнил их на всю жизнь. А, став поэтом, написал несколько своих, где есть и Баба Яга, и ведьмы, и черти, где добро побеждает зло.
Отрывок из сказки «Баба Яга, костяная нога» прочтет Наместникова Вика
1.Любовь к полям и лесам своей родины, к её снегам и морозам, к её весеннему «зелёному шуму» тоже зародилась у него в те ранние детские годы, позднее вылившись в прекрасные стихи о природе.
Стихотворение «Зелёный шум» Читает Нагорнова Вика.
.2.Стих –ие «Перед дождём « читает Машина Цветана
1.Характер у Некрасова был боевой и настойчивый. Даже в ребяческих делах и затеях сказывалась его сильная воля. Ему было 10 лет, и уже тогда он был охотником. Однажды, поздней осенью, случилось ему подстрелить на озере дикую утку. Озеро у берегов было затянуто льдом. Собака, испугавшись холодной воды, заупрямилась. Десятилетний охотник, забыв обо всём, кинулся в ледяную воду, поплыл за уткой и достал её. «Это стоило ему горячки (простуды), но от охоты не отвадило», - писала его сестра в воспоминаниях о нём.
2.Находчивость и храбрость были его главными чертами характера. Учась ездить верхом, он много раз падал, однажды он упал 18 раз подряд, но, в конце концов, добился своего: сделался хорошим наездником.
1.Будущему поэту было 7 лет, когда няня вздумала напугать его чертями. Ему было страшно, но он пошёл один в лес и не вернулся домой, пока не обошёл все кусты и деревья..
2. Добиться своего ценой любого подвига, любого труда с детства стало для Некрасова законом. Но настоящее призвание он нашёл не скоро.
Много пришлось ему испытать неудач и тревог, прежде чем вышел Некрасов на прямую дорогу.
1 Осенью 1832 года, когда Некрасову исполнилось 11 лет, его отдали в ярославскую гимназию. Там он учился 5 лет. В эти годы мальчик полюбил читать книги. Книги заменили ему школу. Он с увлечением читает А.С.Пушкина, В.А.Жуковского. Интересуется народным творчеством.
Танец с ложками
2 Когда Некрасову исполнилось 16 лет, он стал серьёзно думать о своём будущем. И вскоре решил поехать в Петербург. Он хотел получить там настоящее образование и осуществить свою мечту – заняться литературным трудом. Но отец соглашался отпустить сына в столицу только с одним условием, чтобы тот поступил в военное училище, иначе не даст сыну ни копейки.
1.В 1838 году Некрасов был уже в Петербурге.
Громадный город поразил юношу пышностью и великолепием.. Но это было лишь первое впечатление. Скоро он узнал, что рядом с богатством и роскошью в столице живут нищета и голод. Юный Некрасов затерялся среди тысяч людей, и никому до него не было дела. Приходилось самому пробивать себе дорогу.
2.Своё слово отец сдержал: он не дал сыну ни одной копейки, ведь сын ослушался его и подал документы в университет, а не в училище для военных. С первых же дней по приезде в столицу Николаю пришлось добывать себе пропитание тяжёлым трудом. Он часто голодал, не имел угла, ночевал в ночлежных домах, ходил всю зиму без тёплого пальто.. Он очень много работал, чтобы не умереть с голоду. Некрасов начал печатать свои стихи, рассказы, поэмы. Постепенно к Некрасову пришла слава, нужда отступила.
«Господи! Сколько я работал! Уму непостижимо»… ,- вспоминал поэт.
1 Когда он чувствовал себя утомлённым работой, то уезжал в деревню, в родные ярославские края.. К тому времени родителей уже не стало, их имения отошли Некрасову и его братьям, сестре.
Опять я в деревне. Хожу на охоту,
Пишу свои вирши, живётся легко…
2.И обязательные встречи с крестьянскими детьми, общие походы в лес, на охоту.
Инсценировка отрывка из стихотворения «Крестьянские дети» в исполнении учеников 2 класса.
1. Мы видим, что Некрасов любуется детьми, их восприятием окружающего мира. Жизнеутверждающе звучит и стихотворение о маленькой девочке Саше, которое прочтёт Голикова Катя.
2. Охоту Некрасов очень любил, в свободное время скитался с ружьём по костромским, ярославским, новгородским лесам и полям . Переходя с ружьём из деревни в деревню, он знакомился с крестьянами, живущими там, присматривался к их безрадостной жизни, прислушивался к их разговорам и порою тут же, в крестьянской избе, записывал то, что ему приходилось услышать от них.
1.И потом появлялись такие проникновенные строки о русской женщине…читает Морюхова Валя.
2. Некрасов писал просто, понятно, потому что хотел писать не только о народе, но и для народа. Русский народный язык он знал превосходно, постоянно вводил в свои стихи народные выражения, прибаутки, пословицы.
1. Отрывок из поэмы «Коробейники» вам покажут ученики 5 класса
2.Многие стихотворения Некрасова еще при жизни поэта стали народными песнями, которые поются доныне, одну из них «Ах, полным –полна моя коробочка» вы сейчас услышите
Танец «Коробейники»
1. И, конечно, хотелось бы сказать о пребывании Н.А.Некрасова на нашей алексеевской земле. Он приехал сюда в мае 1846 года в гости к помещику Григорию Михайловичу Толстому в село Новоспасское. Некрасов вспоминал : «Летом1846 г. я гостил в Казанской губернии у приятеля своего, помещика Григория Михайловича Толстого, он бывал за границей, обладал некоторым либерализмом. Жили мы с ним в бане и, сидя на балконе, часто беседовали о литературе».
2.Толстой оказался радушным и щедрым хозяином. Гости жили долго и пользовались полной свободой. Некрасов охотился, Панаев выхаживал по 25 верст, Панаева ездила верхом и удила рыбу. Толстой владел и частью нашего Левашова, так что вполне вероятно, что Некрасов побывал и в нашем селе, поохотился в нашей роще…
1.О чём бы ни писал Некрасов: о природе, крестьянских детях, о судьбе русской женщины, о тяжёлой доле пахаря – все стихи поэта о России.
Отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос» читают Гельжинис Валерия и Сайкун Азалия.
2.Стихотворение «Белый день недолог» прочтет Машина Ульяна.
1. .Настоящему поэту неподвластно время. Стихи Некрасова учат нас чувствовать духовную красоту и щедрость русского характера. Настоящий поэт учит нас любить свою Родину, верить в её великое будущее. Он говорил: «Важно только одно: любить народ, родину, служить им сердцем и душою»…
2.Танец с платками.