Северная чернь
2022 год-Год культурного наследия народов России
Великоустю́жское черне́ние по серебру́ — русский народный художественный промысел, сложился в XVII веке в Великом Устюге (ныне — районный центр в Вологодской области). Заключается в украшении чернёнными рисунками различных серебряных изделий (например, портсигаров, подстаканников, столовых и посудных наборов).
Матерыми серебряного ремесла были ювелиры из Великого Новгорода, Москвы и впоследствии эта техника была перенята мастерами из Великого Устюга-древнего русского города. Там овладели наиболее эффективной техникой «чернения по серебру», благодаря чему в 18 в. этот северный город стал центром черневого искусства.
Чернь-это своеобразная гравюра по металлу: сначала изделия гравируют, потом покрывают чернью (порошок), затем нагревают, чернь расплывается, после того, как изделие остынет, его очищают и полируют. Исходным материалом служит серебро, которое украшают чернью, а фон обычно покрывают позолотой.
Расцвет устюжской черни приходится на вторую половину 18-начало 19 века. А в 20 веке северная чернь завоевывает славу лучшей в России. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже за комплект посуды по мотивам сказок А. С. Пушкина артель «Северная чернь» была удостоена Большой Золотой медали.
Изделиям «Северная чернь» неоднократно присуждались призовые места на различных конкурсах и выставках. В настоящее время ювелирные серебряные изделия с чернью остаются популярными и востребованными.
Из фондов Центральной библиотеки:
Резанов, Л. Нераскрытая тайна: Чернение как один из видов отделки ювелирных изделий: Технология чернения; Устюжский черневой промысел/ Л. Резанов// Народное творчество. – 2010. – №2. – С.38