Первые просветители и ученые Удмуртии: Г. Е. Верещагин

Верещагин Григорий Егорович (22.9.1851-27.8.1930), удмуртский священник, пе­дагог, ученый, писатель. Родился в с. Полом Глазовского уезда Вятской губернии. В 1870-м г. окончил училище в г. Сарапуле. Получил звание учителя на­родных училищ. Работал в школах сел Сосновка, Шаркан, д. Ляльшур Сарапульского уезда. Помимо педагогической деятельности занимался сбором уд­муртского и русского фольклора, изучением быта, об­рядов и традиций местного населения. В 80-х гг. из­дал в «Записках Императорского Русского географи­ческого общества» свои первые две монографии, ко­торые были отмечены серебряными медалями Обще­ства. Значительным вкладом в изучение удмуртской общины стала крупная работа Г. Е. Верещагина «Об­щинное землевладение у вотяков Сарапульского уез­да» (1895). В конце XIX в. принял духовный сан: в период с 1895 по 1900 служил дьяконом в г. Елабуге, а с 1900 и вплоть до лишения звания священника в 1927 г. служил в с. Бураново (совр. Малопургинский р-н Удмуртии). Все это время он продолжал за­ниматься изучением этнографии, истории и языка удмуртов, опубликовав несколько десятков работ. Скончался в Ижевске.

В Центральной библиотеке есть электронная  хрестоматия  А. В. Коробейникова, В. С. Чуракова «Православные священники об удмуртах», где представлены две научных Г.Е. Верещагина. Одна из них представляет собой образцы фольклорных произведе­ний, которые были записаны, обработаны и опублико­ваны исследователем. Вторая работа - «К вопросу о происхождении вотяков и их верований», по существу, как явствует из сопровождающего его предисловия, является обработкой редактором «Трудов Научного общества по изучению Вотского края» Ф. Стрельцо­вым «четырех отдельных записок, присланных этног­рафом гр. Верещагиным для «Трудов». Данная ра­бота, в отличие от целого ряда других публикаций Г.Е. Верещагина, в настоящее время представляет ин­терес исключительно в историографическом отноше­нии как образец порой слишком смелых гипотез ис­следователя, не обладавшего базовым историческим об­разованием.