"В мир природы сказочной тропой с Шурале" - экологическое путешествие в сказку
Цели и задачи:
- воспитание экологической культуры детей через сказки;
- изучение народных сказок с экологической точки зрения;
- способствовать развитию интереса к окружающему миру
Что такое экология? (ответы детей) Вывод: это наука изучающая условия существования живых организмов, взаимосвязи между средой, в которой они обитают.
В древние времена, человек для того чтобы выжить должен был иметь определенные знания об окружающем его мире, о силе природы, растениях и животных. Отношения человека и природы отразились в мифах, легендах, сказках.
В древности народные сказки несли в себе экологические знания не только для детей, но и для взрослых. Хорошего сказочника собирались послушать всей деревней.
Одни сказки появлялись из наблюдений за окружающем миром, другие – как попытка объяснить природное явление или повадки животных.
Многие сказки были о мифических существах, охраняющих леса, луга, болота.
Передавая и дополняя истории из уст в уста, люди передавали свое мироощущение, учились нравственности у сказочных героев.
Итак, отправляемся в мир природы сказочной тропой.
РАСТЕНИЯ.
Без растений не было бы жизни на нашей планете. Они играют огромную роль для человека ( кислород, еда, топливо, бумага, красота, здоровье, которое дают нам лекарственные растения).
Вспомним сказки, в которых встречаются растения.
- «репка»
- «Мужик и медведь» репа и рожь
- «Снежная Королева» - розы
- «Золушка» - тыква
- «Дюймовочка» - (тюльпан и кувшинка»
- «Царевна на горошине» - горошек
- «Гуси-лебеди» - яблоня
- «Аленький цветочек» - цветок
ЖИВОТНЫЕ
Это главные герои почти всех сказок. В сказочных рассказах животные могут превращаться в прекрасных принцев и необыкновенных красавиц, разговаривать человеческим голосом, смеяться, плакать, переживать. Давайте вспомним сказки, где люди превращаются в животных, а животные в людей.
- «Царевна-лягушка»
- «Дикие лебеди»
- «Золушка» - крыса, ящерица
- «Сказка о царе Салтане» - (лебедь, коршун, комар, муха, шмель)
- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
- «Кот в сапогах» (лев, мышь)
- «Иван Царевич и серый волк»
Во многих сказках есть сказочные существа, которых выдумал человек. Они охраняют, например Водяной – пресные водоемы, Нептун – моря и океаны.
(Леший, Чудо-Юдо, Баба Яга, Царевна лягушка, Кощей Бессмертный, дракон, гномы и т.д). У татарского писателя Г.Тукая тоже есть вымышленный сказочный персонаж кто он?
Входит Шурале ( ребята рассказывают о том, что знают о Шурале, из какой сказки…)
Сказочная викторина с Шурале.
Красна девица, грустна
Ей не нравится весна
Ей на солнце тяжело
Слезы льет бедняжка (снегурочка)
Сьесть его хотели: зайка
Серый волк и бурый мишка
А когда малыш в лесу встретил рыжую лису
От нее уйти не смог
Что за сказка? (колобок)
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка
Хороша малютка просто
С дюйм была малышка ростом
Если сказку вы читали
Знаете, как дочку звали (дюймовочка)
Мышка дом себе нашла
Мышка доброю была
В доме дом в конце-концов
Стало множество жильцов (теремок)
Дед с бабкою горючими слезами плачут
За что же нам вдруг неудача
Лежало на полке яйцо золотое
Да только вот мышь – наказанье такое – разбила его (Курочка Ряба»
Маша в лес пошла с лукошком
Заблудилась там немножко
На избушку набрела
Кашу съела, спать легла…. «Три медведя»
Леса, луга, реки, озера – это наш общий дом, а животные и растения наши соседи п планете. Надо жить в мире и согласии со своими соседями, быть милосердными друг к другу.
Экология учит нас, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба.
Много—много лет люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях. Поэтому природе сейчас очень-очень тяжело. Исчезло много различных видов животных и растений и много находится на грани исчезновения. Вместо лесов появляются пустыни, высыхают озера, реки и даже моря – Аральское. Поэтому, каждый человек, от детей до взрослых должны делать все, чтобы сохранить нашу природу. А это значит
Составляется экологическая листовка
- не мусорить
- не рвать цветы
- не ломать деревья
- не приносить домой диких животных
- не загрязнять водоемы
Правильно собирать грибы и ягоды
- не жечь в лесу костры.