Поселковый филиал № 1

"В мир природы сказочной тропой с Шурале" - экологическое путешествие в сказку

Цели и задачи:

- воспитание экологической культуры детей через сказки;

- изучение народных сказок с экологической точки зрения;

- способствовать развитию интереса к окружающему миру

 

Что такое экология? (ответы детей) Вывод: это наука изучающая условия существования живых организмов, взаимосвязи между средой, в которой они обитают.

В древние времена, человек для того чтобы выжить должен был иметь определенные знания об окружающем его мире, о силе природы, растениях и животных. Отношения человека и природы отразились в мифах, легендах, сказках.

В древности народные сказки несли в себе экологические знания не только для детей, но и для взрослых. Хорошего сказочника собирались послушать всей деревней.

Одни сказки появлялись из наблюдений за окружающем миром, другие – как попытка объяснить природное явление или повадки животных.

Многие сказки были о мифических существах, охраняющих леса, луга, болота.

Передавая и дополняя истории из уст в уста, люди передавали свое мироощущение, учились нравственности у сказочных героев.

Итак, отправляемся в мир природы сказочной тропой.

РАСТЕНИЯ.

Без растений не было бы жизни на нашей планете. Они играют огромную роль для человека ( кислород, еда, топливо, бумага, красота, здоровье, которое дают нам лекарственные растения).

Вспомним сказки, в которых встречаются растения.

  1. «репка»
  2. «Мужик  и медведь»  репа и рожь
  3. «Снежная Королева» - розы
  4. «Золушка» - тыква
  5. «Дюймовочка» - (тюльпан и кувшинка»
  6. «Царевна на горошине» - горошек
  7. «Гуси-лебеди» - яблоня
  8. «Аленький цветочек» - цветок

 

ЖИВОТНЫЕ

 

Это главные герои почти всех сказок. В сказочных рассказах животные могут превращаться в прекрасных принцев и необыкновенных красавиц, разговаривать человеческим голосом, смеяться, плакать, переживать. Давайте вспомним сказки, где люди превращаются в животных, а животные в людей.

  1. «Царевна-лягушка»
  2. «Дикие лебеди»
  3. «Золушка» - крыса, ящерица
  4. «Сказка о царе Салтане» - (лебедь, коршун, комар, муха, шмель)
  5. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
  6. «Кот в сапогах» (лев, мышь)
  7. «Иван Царевич и серый волк»

 

Во многих сказках есть сказочные существа, которых выдумал человек. Они охраняют, например Водяной – пресные водоемы, Нептун – моря и океаны.

(Леший, Чудо-Юдо, Баба Яга, Царевна лягушка, Кощей Бессмертный, дракон, гномы и т.д). У татарского писателя Г.Тукая тоже есть вымышленный сказочный персонаж кто он?

Входит Шурале ( ребята рассказывают о том, что знают о Шурале, из какой сказки…)

Сказочная викторина с Шурале.

 

Красна девица, грустна

Ей не нравится весна

Ей на солнце тяжело

Слезы льет бедняжка (снегурочка)

 

Сьесть его хотели: зайка

Серый волк и бурый мишка

А когда малыш в лесу встретил рыжую лису

От нее уйти не смог

Что за сказка?   (колобок)

 

Родилась у мамы дочка

Из прекрасного цветочка

Хороша малютка просто

С дюйм была малышка ростом

Если сказку вы читали

Знаете, как дочку звали   (дюймовочка)

 

Мышка дом себе нашла

Мышка доброю была

В доме дом в конце-концов

Стало множество жильцов               (теремок)

 

Дед с бабкою горючими слезами плачут

За что же нам вдруг неудача

Лежало на полке яйцо золотое

Да только вот мышь – наказанье такое – разбила его  (Курочка Ряба»

 

Маша в лес пошла с лукошком

Заблудилась там немножко

На избушку набрела

Кашу съела, спать легла…. «Три медведя»

 

Леса, луга, реки, озера – это наш общий дом, а животные и растения наши соседи п планете. Надо жить в мире и согласии  со своими соседями, быть милосердными друг к другу.

Экология учит нас, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба.

Много—много лет люди брали у природы все, что хотели, не задумываясь о последствиях. Поэтому природе сейчас очень-очень тяжело. Исчезло много различных видов животных и растений и много находится на грани исчезновения. Вместо лесов появляются пустыни, высыхают озера, реки и даже моря – Аральское. Поэтому, каждый человек, от детей до взрослых должны делать все, чтобы сохранить нашу природу. А это значит

Составляется экологическая листовка

- не мусорить

- не рвать цветы

- не ломать деревья

- не приносить домой диких животных

- не загрязнять водоемы

Правильно собирать грибы и ягоды

- не жечь в лесу костры.