Центральная библиотека им. Г. Тукая

200 лет со дня рождения Уильяма Уилки Коллинза

(1824-1889), английского писателя

Его произведения отличаются самобытностью, мистическими захватывающими сюжетами, остротой языка и легкостью восприятия.

В 1850-м году вышел первый роман писателя «Антонина», принесший ему первый успех.

В 1851 году Коллинз познакомился с Чарльзом Диккенсом, который немало поспособствовал писательской карьере Коллинза и стал добрым другом писателя на долгие годы. Они оба писали для театра, соавторствовали, вместе путешествовали. Многие произведения Коллинза впервые были опубликованы в принадлежащих Диккенсу журналах «Круглый год» и «Домашнее чтение».

Как и большинство писателей викторианской эпохи, Уилки Коллинз в своих произведениях не раз обращался к теме сверхъестественных, мистических событий и явлений. Для рождественских выпусков журналов он написал рассказы «Женщина из сна» (1855), «Мертвая рука» (1857), «Призрак Джона Джаго» (1873), «Прикосновение призрака» (1885). С помощью произведений Коллинза Диккенсу долгое время удавалось сохранять популярность журнала.

Мировую известность писателю принес роман-сенсация «Женщина в белом», написанный в 1859 году. Он рассказывает о молодом художнике Хартрайте, который занимается реставрацией гравюр из коллекции аристократа Фредерика Фэрли. У эсквайра есть племянница Лора, и она как две капли воды похожа на странную женщину в белом – сбежавшую пациентку психиатрической лечебницы, которую Хартрайт встречает по пути в имение. Это обстоятельство пугает молодого человека и притягивает одновременно.

Не меньшим успехом пользовался роман «Лунный камень» (1868), который считается одним из первых детективных произведений. Его отличает психологическая точность, сочетание логического, типично «детективного», мышления с романтическими мотивами. Повествование попеременно ведется от лица разных персонажей. Многие использованные в нем приемы стали позже канонами детективного жанра.

Произведения, опубликованные в 1860-е годы, являются лучшими в карьере писателя: «Без имени» (1862), «Армадейл» (1866), «Лунный камень» (1868). Вместе с «Женщиной в белом» эти четыре книги обеспечили Коллинзу репутацию мастера пера и продавались большими тиражами, что позволило ему экономически окрепнуть.

Уилки Коллинз обрел финансовую стабильность и международное признание, но пристрастился к опиуму, который принимал от подагры, так что его здоровье и качество письма ухудшились в 1870-х и 1880-х годах.

Поздние произведения Коллинза нередко имеют критическую направленность. Так, роман «Муж и жена» (1870) направлен против несовершенства брачного права; «Закон и женщина» (1875) – против принятого в Шотландии вердикта «вина не доказана»; «Душа и наука» (1883) – против обожествления науки. Героинями романов «Новая Магдалина» и «Опавшие листья» стали «падшие» женщины.

Коллинз умер в шестьдесят пять, похоронен на кладбище Кенсал-Грин в Лондоне, а на его могильном камне высечены слова: «Уильям Уилки Коллинз, автор «Женщины в белом» и других произведений».

Произведения автора о дерзких похищениях, подмененных близнецах, коварных заговорах, домах для умалишенных захватывают таинственной атмосферой и злодейским, спутанным в клубки, фантастическим сюжетом. Коллинз не только непревзойденный мастер интриги, но и тонкий трепетный психолог, подробно передающий чувства героев.