Центральная библиотека им. Г. Тукая

Башкирские народные танцы

 

БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ, изображение №1
 

Танец как своеобразный язык, выражающий специфическими средствами радость и восторг, печаль и боль и множество других чувств, возник по всей вероятности, вслед за простыми жестами, движениями, возможно даже раньше слова. С тех пор танец неизменно сопровождает человека. Без него не обходились в первых поселениях далеких наших предков, на народных праздниках и даже во время военных походов.

БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ, изображение №2
 

Башкиры очень яркая и эмоциональная нация, башкирские народные танцы входят в число популярных видов искусств. Совмещают в себе быт народа, повседневную жизнь, древние сказания.

История башкирского танца, как и любого другого уходит вглубь веков.
В прошлом танцы выполняли определенные функции на различных обрядах, праздниках, охотничьих, военных и иных ритуалах. Известно, что эпические произведения, сказки пелись, разыгрывались в драматических пантомимах, плясках. На праздниках большим уважением пользовались певцы и танцоры. Эти представления народных талантов были настоящей школой художественного мастерства для молодежи. Праздники, обряды играли большую роль в сохранении и развитии народной художественной культуры и особенно искусства танца.

БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ, изображение №3
БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ, изображение №4
Как и всякое искусство, танец связан с историей народов, их трудом, социально-бытовыми условиями. В танцах нашли отражение особенности хозяйственной жизни, образное восприятие окружающего мира, прекрасное знание повадок зверей, птиц.

Танцы башкир очень своеобразны и точны по рисунку. Известный русский путешественник Иван Иванович Лепехин писал: "В пляске своей башкиры стараются телодвижением выражать слова, в песне содержащиеся". В групповых, парных, сольных танцах исполнитель эмоционально и красноречиво создает образ, на это направлены его мысли и талант. А образ, как известно, несет тот или иной сюжет: трагический, комический, героический или бытовой. Таким образом, порою танец вырастает до уровня новеллы или поэмы.

БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ, изображение №6
 

В то же время башкирский танец по своему стилю лаконичен и динамичен. Сила его в изяществе.

В старинные времена танцы исполнялись на праздниках. В обрядах играли ключевую роль, заряжая нужной силой и энергией воинов, охотников, шаманов.

Башкирский танец и через века сохранил свою страсть, силу, яркость, свою первозданную красоту.

Башкирские народные танцы исполнялись под аккомпанемент думбыры, дунгура, кубыза, курая (иногда сопровождались такмаком), в кон. 19 — нач. 20 вв. — гармони, мандолины, скрипки. Нередко женские танцы исполнялись под выбивание ритма плясовых мелодий, где ударными музыкальными инструментами являлись деревянные настилы, плоские камни, куски железа, ведро и подносы. Дополнительной звуковой эффект создавал звон серебряных монет и подвесок на браслетах, накосниках, нагрудниках и одежде.

БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ, изображение №7
 

Наиболее развитыми формами в башкирской хореографии обладают сольные танцы с их яркой изобразительностью. Широко были распространены дуэтные танцы-соревнования, в которых исполнители нарочито соперничали друг с другом, находясь лицом к лицу («Ҡара-ҡаршы», «Ҡаршы бейеү», «Ҡапма-ҡаршы»), танцы-трио («Өс мөйөш» — «Три угла»), танцы малого состава («Дүртле» — «Четвёра», «Дүрт мөйөш» — «Четыре угла»), коллективные танцы «Түңәрәк уйыны», «Үткес» (проходить через что‑то), «Үткәрмеш" (пропускать через что‑то).

БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ, изображение №8
 

Мужские танцы. Популярные в народе мужские танцы изображали охотничьи навыки, воинственность. Обычно они исполнялись на общенародных праздниках, где проводили состязания мужчин в ловкости, стрельбе из лука, силе, скачках, борьбе. В рисунке танца бесшумные мягкие пластичные движения сменяются резкими дробными движениями, говорящими о готовности к опасности.

БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ, изображение №9
 

Женские танцы. Женские танцы исполнялись скромно. Башкирская женщина танцует, прикрывая лицо платком. Она не смеет открыто взглянуть на зрителя, ее взгляд обращен вниз. Улыбка, радость, даже легкие прыжки запрещались. Танец исполнялся медленным и легким шагом. Большое значение в женском танце придавалось движениям рук, плеч. Руки как бы выполняют женскую работу: прядут, сбивают масло, приготавливают кумыс, айран, обрабатывают шерсть. Характерным для женских танцев является «засучивание рукавов». Женские танцы обычно были непродолжительными, состояли из трех-шести фигур и подразделялись на сольные, трио и коллективные. Танцы «Кейез басыу» («Выделка войлока») бытовали в Ишимбайском и Бурзянском, «Каршы бейеу» («Лицом к лицу») - в Абзелиловском районах. Женские танцы исполнялись после какой-либо совместной работы. Однако у западных башкир окончание помощи в работе не сопровождалось плясками. Веселились только мужчины, женщины же после работы расходились по домам. В девичьих танцах обязательно присутствуют движения плечами и щелчки пальцами. Женские танцы исполнялись под аккомпанемент курая, кубыза, под стук подноса, ведра, под голосовое сопровождение - такмак. Широко популярны девичьи танцы «Муглифа», «Зарифа», «Гульназира» (имена девушек) - в юго-восточном Башкортостане; «Зайнабем», «Эпипэ», «Карабай» - на северо-востоке. Собираясь на девичьи игры и пляски, девушки тщательно наряжались - волосы смазывали сливочным маслом, вплетали в косы сулпы - серебряные подвески и украшения из монет. Лицо отбеливали пудрой, называемой кершэн. Щеки румянили в форме кругов, с родинками в центре. Брови красили только черной краской, глаза обводили сурьмой. Пожилые женщины в праздники поверх платка надевали шерстяную или кашемировую шаль с кистями. Чтобы шаль не спадала с головы во время танца, ее концы придерживали двумя руками. Отсюда в танцах пожилых женщин скованность корпуса, ограниченность движений рук. Женские танцы всех регионов имеют одинаковую композиционную форму, за исключением танца «Тунэрэк бейеу» («Круговая пляска») у западных башкир. Известны хороводы, построенные на зигзагообразных линиях: «Треножник», «Три угла».

 По своей форме и тематике башкирские танцы подразделяются на:
  • историко-героические: «Северные Амуры» («Төнъякамурзары»), «Каравансарай» («Карауанhарай»), «Медный каблук» («Езуксә»), «Маршрут», «Перовский», «Церемониальный марш», «Гвардейцы», «Баик» («Байык») и другие;
  • трудовые: «На колхозной ферме» («hауынсылар»), «Косари» («Бесәнселәр»), «Влюбленные строители» («Төзөуселәр») «Лесная симфония» («Урман моно»), «Охотник» (hунарсы»);
  • бытовые: «Бишбармак» (бишбармак - башкирское национальное кушанье), «Танец горного орла» («Тау бөркөтебейеуе») и другие;
  • обрядовые: «Причитание» («Сенләу»), «Гостинец» («Йыуаса») и другие;
  • юмористические: «Три брата» (Өстуган»), «Сыновья Тимербая» («Тимер-байзынулдары»), «Подарок» («Буләк»), «Проказницы» («Шаян - кыззар»), «Сонайым » и другие;
  • игровые, лирические: «Встречи у ручья» («hыуюлындаhылыукыз»), «Бурзяночка» («Бөрйәнкызы»), «Загида» («Заhиза»), «Зарифа», «Семь девушек» («Етеҡыз»), «Гульназира» («Гөлнәзирә»), «Наза» и другие.
БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ, изображение №10
БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ, изображение №11
 
 Башкирские народные танцы – это память рода о своей истории, уважение предков, традиций. Из поколения, в поколение, передавая силу, мудрость, красоту своего сильного и гордого народа. В танце они с готовностью делятся мудростью веков со всеми.