Центральная библиотека им. Г. Тукая

Марийские народные танцы

Марийские народные танцы называются «куштымаш» и до сих пор очень популярны в республике. Они исполнялись под аккомпанемент гуслей, гармони, балалайки, барабана, зачастую с песенным сопровождением.
Танцы – это не просто пластические движения под музыку. У всех народов они связаны с обрядами и магическими действиями. В танцевальной культуре мари мужские танцы сопровождаются притопами. Их называют «тавымаш», сложными дробями с подскоками, поворотами. Это напоминает повадки животных и птиц, лихого наездника или охотника, выслеживающего добычу. И еще это символическое подобие борьбы человека с силами зла. В плавных движениях танца марийских девушек видится грация плывущих по реке птиц. И даже при исполнении дробей танцующие умеют сохранять прямую спину.

Как известно, у народа мари птица утка считалась священной птицей. Элементы "утки" встречаются в национальном орнаменте, тотемных знаках, в песнях и т.д. Старинный горномарийский танец – полное воспроизведение повадок утки - манеры движения, поворотов головы, взмахов крыльев, полета и т.д. Народный танец горных мари очень самобытен и мало похож на танцы луговых или восточных мари. Традиционная культура горных мари, проживающих на протяжении многих веков вдоль реки Волги, претерпела влияние чувашской, русской и татарской культур, в том числе народный танец.

Марийские народные танцы, изображение №1
 

Очень своеобразны в марийских танцах движения ног танцующих. Этнографы делят марийские танцы на обрядовые и игровые. Первые исполняются по случаю календарных праздников, также обязателен такой танец для участниц Девичьего пира. Танцуют на Пасху, во время праздника «Пашн», на свадьбах или поминках. В игровых танцах девушки с помощью танцевальных движений рук изображают посев семян, прополку, теребление льна или конопли, процесс ткачества, шитье, вышивание. Очень популярен во все времена танец восточных марийцев «Верёвочка» (по марийски – «Кандыра»).

Марийские народные танцы, изображение №2
 

Танцы бывают сольными, когда солирует мужчина или женщина, а также массовыми или смешанными. Женские парные танцы отличаются линейной формой, состоят из нескольких сольных проходов плавно движущихся навстречу друг другу девушек и их кружений. Вращения совершаются точно по движению солнца вокруг своей оси. Это танец подружек, сестер, соседок.

Особую прелесть женскому танцу придает позвякивание серебряных монет, звенят нагрудные монисты, серьги, пояса, монеты на подоле или на обуви. Сценический номер дает возможность лишний раз полюбоваться красочными нарядами марийских танцовщиц.

Марийские народные танцы, изображение №3
 

В мужском танце присутствует характер состязательности, он демонстрирует боевой настрой участников. Подняв правую руку и скрестив левую руку на уровне бедра, мужчины, приплясывая, идут навстречу друг другу, в центре площадки совершают притоп, а затем совершают круговой пляс по движению солнца. Танцор с приподнятой левой рукой демонстрирует свою победу в состязании, гордясь своей удалью.

Самым популярным массовым танцем является танец по кругу, его еще называют «Ой, луй модеш» – «Ой, куницы как играют». Его знают и охотно танцуют все марийцы.

Красочный многожанровый калейдоскоп так и зовет выйти в круг и составить компанию танцорам!

 
 
4:35
 

Марийские народные танцы поражают богатством ритмического рисунка, россыпью дробей, пластикой рук и композиционной основой. Корпус в марийских плясках чаще всего бывает прямым и спокойным, без резких движений, даже когда исполнители сильно и живо выбивают дроби. Женские движения плавные, спокойные, придающие танцу впечатление широты и строгости. Мужчины более подвижны, корпус у них может выполнять легкие наклоны, повороты. Положение головы в марийских танцах определяется их характером и подчеркивает эмоциональное содержание.
Танцы народа мари различаются по характеру исполнения, композиционной выстроенности и лексической основе и поэтому они делятся на этнические группы: луговые, горные и восточные.
Говоря о восточных мари, проживающих в регионах Поволжья и Урала – республиках Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Свердловской, Челябинской областях и Пермском крае, сегодня можно сказать, что в танцах данной этнической группы мало сохранилось хореографической лексики, но в то же время до нас дошло богатство композиционного построения – «Кандыра» («Веревочка»), «Кандаше» («Восьмера»), «Вич мужыр» («Пять пар»), «Латкокыт» («Двенадцать»), «Ваш миен куштымаш» («Строй») и т.д.
Горномарийский же народный танец в плане композиционного построения сегодня имеет всего два вида – «Горномарийская круговая» и «Сормовская парная». Однако, следует отметить, что в лексическом плане горномарийский танец чрезвычайно богат – это многочисленные разновидности «елочек», «гармошек», притопов, каблучных движений и т.д. Горномарийский танец по своему образу легкий, воздушный, грациозный.
Лугомарийский танец наиболее сохранил древнемарийский образ. Это танцы, исполненные горделивости, грациозности, игривости, плавности, изяществом и красотой, с разнообразием танцевальной лексики и композиционного построения.
Марийский народный танец (луговомар. Марий калык куштымаш) — марийское народное танцевальное искусство, представленное в виде народного самодеятельного или постановочного сценического танца.
Танцы отличаются ярким национальным колоритом и оригинальностью. Разнообразные по характеру и различные по манере исполнения, они покоряют простотой, лиричностью, искренностью, раскрывая национальную душу, отражая этнопсихологические черты. Для марийского танца характерны плавные движения кистями рук и мягкое покачивание корпусом у женщин, задорные притопы и темпераментные дроби у мужчин.

 
 
YouTube22:00
 

Во время весенних праздников в танцах и играх выражалась надежда на хороший урожай, а осенью после окончания полевых работ — радость по поводу нового хлеба, окончания страды и благодарность богам за их покровительство и щедрость. В древних танцах и играх видно подражание повадкам животных и птиц, в аллегорической форме изображались различные явления природы. Часто в играх и танцах изображалась борьба героя со злыми духами и нечистой силой.
Традиционные марийские танцы ритмичны, сдержанны, плавны, без внешних эффектов, однако полны своеобразной грации и гармонии. Исследователи марийского танца разделяют их на 2 основных класса — обрядовые и бытовые. Среди обрядовых выделяются танцы-шествия и пляски особых персонажей, исполнявшиеся на поминках, свадьбах, обрядовые праздниках. Среди бытовых танцев известность получили танцы восточных марийцев Верёвочка (Кандыра), Двенадцать (Латкокыт), Четвёрка (Нылыт), танцы с пением круговые или линейного построения (мурен куштымаш), танцы-игры Ищу пару (Пар кычалын), Ручеёк (Вюд йоген), Строй-танец кировских марийцев, тип кадрили, танцы в форме перепляса и др.

 
 
YouTube6:49
 
Танец «Кандра» («Веревочка»). Бытовой танец башкирских марийцев. «Марийцы танцуют в такт с миром и вместе с ним наслаждаются гармонией вселенного естественным состоянием» - Александр Ямурзин.

Марийский бытовой танец «Кандра» входит в историю бытового музыкально - танцевального искусства как отдельное музыкально-танцевальное произведение среди множества танцев других народов. Он вдохновлял и вдохновляет многих простых марийцев, на одномоментно осмысленное творчество.

Первое знакомство с танцем, а оно может произойти только на больших праздниках, способно оказать колоссальное эмоциональное воздействие. Человек попадая в этот «хоровод» - верёвочки, глаза в глаза соприкасаясь с каждым танцующим, сам подпитывая своей энергией проходящих мимо него танцующих людей, невольно получает долю энергетики от каждого танцующего. Потрясение и шок, вызванные энергетикой танца, заставляют человека превращаться в ярого поклонника бытового марийского танца «кандра». Воздействие танца проявляется в удовлетворенности, в успокоенности, в умиротворенности.

Раскрывая, суть уникально сохранившегося до наших дней ритуального, бытового танца «кандра, необходимо отметить его способность вдохновлять танцующих, исключительную его экспрессию. Среди таких исключительных его характеристик нужно назвать, ту, что называют «музыкой мировоззрения». В данном случае мы его назовём «Танцем мировоззрения». Это танец, в котором сознательно выражен определенный взгляд на мир марийского народа, индивидуально выработанный и обоснованный.

Марийский бытовой танец «веревочка» это не балет. Так могут сказать некоторые. Это не оратория и не кантата, это не опера и не оперетта. Но мы можем сказать, что для марийского духа это может заменить и балет, и оперу и кантату. В танце «кандра» закрыт и заложен богатейший духовный мир марийца, его образный мир его картина мира.

 
 
YouTube10:04
 

Нами бы хотелось понять и рассмотреть пассивность движений рук. При сильной активности ног, при сильных дробях ногами, нас удивляет данная ситуация. Окидывая взглядом кавказские танцы, где сильная роль рук, рассматривая бытовые танцы наших соседей, мы обращаем внимание на активную позицию рук. А в марийском танце они не активны. В чем дело? На это можно ответить очень просто. Мол, почему лист дуба с круглыми краями, а лист клена с острыми углами. Можно вообще не заметить ничего. Танцевали же танец «веревочку» до сих пор без всякого осмысления, да и дальше его будут танцевать. Совершенно верно. Да и к тому же бытовой танец тихонько вбирает в себя какие-то элементы движений руками из сценического танца. В этом заложен какой-то секрет, с которым разобраться будет не так-то легко. Основная версия такая: танец этот был ритуальным. Ведь при молении не принято размахивать руками. И так и остался этот танец без активных движений рук. Вторая версия. Танец выражает характер марийцев. Неагрессивный, то есть мы первыми не распускаем свои руки, а бурлящая под нами в наших ногах грозная барабанная дробь предупреждает: не подходи, а то за…барабаним.

Совершенный он или несовершенный, но этот танец, так или иначе выражает дух народа, его способности, его перспективы.