Центральная библиотека им. Г. Тукая

Башкирские народные игры

Башкирские народные игры

Башкирские народные игры имеют свою историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. В башкирских селах и городах среди молодежи были широко распространены игры подвижного характера. Без них не обходился ни один народный праздник. В игру вовлекались целые группы подростков, которые состязались в силе, ловкости, быстроте, меткости. Игры, как правило, проводились на улице, на свежем воздухе, что способствовало укреплению здоровья. Бытовавшие в народе игры возникали свободно; продолжительность их не была регламентирована; элементарные правила между играющими, требования к выполнению двигательных заданий, складывались по общему уговору участников игры, которые всякий раз сами устанавливали, где и как будут играть, куда можно убегать, сколько человек надо поймать водящему, как можно выручать пойманных и т.п. Устанавливались и правила выбора водящих, а также придумывались наказания проигравшему.

Игры разделяются делятся следующие группы:

  • детские (бег с яйцомУксыБакыр букэн, куз бэйлэш, гургульдэк, ус куныс, таяк ташламыш, усэт, кул туп, юрта (Тирмэ)[1] — по своему содержанию похожи на русские игры жмурки, прятки, горелки, лапту и др.) или взрослые.
  • сюжетные с наличием персонажей и ролей («убырлы ҡарсыҡ» — «ведьма», «айыу менән куяндар» — «медведь и зайцы», «йәшерәм яулыҡ» — «прячу платочек») и бессюжетные — состязательные («Расщепляющая стрела», «Белый тополь, синий тополь», «Липкие пенечки» и др.).
  • игры-танцы с импровизацией поведения животных и птиц: «Игра тетеревов», «Игра кукушек».
  • спортивные игры: бег наперегонки (йугереш), бег в мешках, бой с мешками, влезание на намыленный шест, бег с яйцом в ложке, перетягивание тканого полотенца и др. («уҡ атыу» — «стрельба из лука», «күк бүре» — конная игра «серый волк», «тал сабыу» — «рубка лозы», «ҡырҡҡы уҡ» — «расщепляющая стрела», «өс бүкән» — «три пня».
  • игры, сопровождающие праздники (каргатуйсабантуй, майдан, туй) и обряды, посвящённые этапам жизненного пути людей, таких как рождение или смерть, переход из детства во взрослую жизнь, вступление в брак), связанные с календарными праздниками.
  • игры мужские (конноспортивные) или женские.
  • игры познавательные.

По месту проведения башкирские игры разделяются на домашние («аулаҡ өй» — «девичник», «йондоҙ һанау» — "звездочёт"и др.) и полевые («түңәрәк» — «хороводы», «яулыҡ сөйөү» — «закидывание платка», «соҡор туп» — «мяч в ямке», «сәкән» — «игра в мяч» и др.).

Проводились состязания в игре на музыкальных инструментах — гармони, думбыре, дунгуре, кубызе, курае. При этом один начинал играть какую-либо мелодию, а следующий — заканчивал.

«Кашка варится, варится…»

Вероятно, самой первой игрой у башкирских малышей, а заодно и способом научить их считать, запоминать имена родственников, названия предметов и животных была «Кашка». Водя пальцем по ладошке ребенка, как бы помешивая варящуюся кашу, мама или бабушка приговаривала: «Кашка, варится, варится. Ворона кашку варит» и, потягивая пальчики, продолжала: «Большой пальчик говорит: «Давай кашку сварим». А указательный спрашивает: «Где дрова возьмем?» Средний отвечает: «У соседей попросим» и т.д. Такого рода «кашных» присказок с разными сюжетами существовало очень много, популярны они и до сих пор.

Кто быстрее?

Игры подростков отличались разнообразием, это и бег наперегонки, и прыжки, и прятки. Большинство их носило соревновательный характер: кто из ребят окажется быстрее, сильнее, ловчее и смекалистее? Сначала, как правило, проводилась жеребьевка, чтобы определить, кому начинать или вести игру: пометив камешек, его подбрасывали вверх, чьей стороной он падал, тот и первый. Или же брали прутик (шыбык) и по очереди обхватывали его руками, начиная с самого низа, чей кулачок оставался наверху, тот и начинал игру. Для определения первенства использовали также рифмованные считалки: «Сыйырсык, кошсок! Син – кол, син – сок» («Скворец, птенец! Ты – оставайся, ты – выходи!»). Мальчики и девочки до 12 лет играли вместе. Однако у них были свои предпочтения в развлечениях. Мальчикам больше нравились энергичные состязательные игры, а девочкам спокойные. Например, образовав пару и взявшись за руки, они перепрыгивали через ноги подружек, которые в это время сидели на земле в два ряда и упирались друг в друга пятками. Игравшие девочки должны были преодолеть расстояние, не задев чужих ног. В этом случае они усаживались в конце ряда, продлевая его, а игру продолжала следующая пара. Если во время прыжков девочки задевали ноги подруг, они выбывали из состязания.

«Мухи» («Чижи»)

Башкиры жили в лесостепной зоне и занимались кочевым скотоводством. Большую роль в их жизни играла охота. Меткость, сила и точность удара проверялись во многих играх. Самой популярной их них считалась «Себен» («Муха»), или, как еще ее называли, «Усет» («Чиж»). Небольшую палку («муху» или «чижа») с помощью ударов по ней битой поднимали и продолжали подбрасывать, чтобы она не упала на землю. Похожий принцип – длительное удержание в воздухе – соблюдался и в других играх с битой или войлочным мячом.

«Камешки»

Еще одной любимой игрой башкирской детворы были пять «Камушков». В ней использовались мелкие камни или овечьи косточки. Отсюда и второе название – хакташ (косточки). Игроки состязались в ловкости, подбрасывая камушки разными способами, от простых к сложным. Допустивший ошибку передавал ход следующему участнику. Победителем становился тот, кто набирал большее число очков. Эта игра требовала терпения, внимательности и развивала гибкость пальцев. Она особенно нравилась девочкам. Один из наиболее сложных ее вариантов назывался «сорок камешков». В этом случае в игре использовали 40 плоских, примерно одинакового размера камешков. Только три из них отличались от остальных: самый большой – «хан», средний – «визирь» и меньший – «конь». Они считались ценнее остальных: «хан» равнялся десяти очкам, «визирь» - восьми, «конь» - пяти, остальные камешки стоили по одному очку. В игре участвовали 5-6 девочек. Они заранее договаривались, до скольких очков играть (обычно до 100). Затем среди участников проводилась жеребьевка. Первая в очереди подбрасывала все 40 камушков в воздух и ловила их тыльной стороной ладони. Те, что оставались на ее руке, она подкидывала и ловила еще раз, и только после этого подсчитывали очки. Задача усложнялась тем, что «хана», «визиря» и «коня» запрещалось ловить вместе с остальными камушками, если это происходило или девочке и вовсе ничего не удавалось поймать, в игру вступала следующая участница. Та из них, кто первая набирала сто очков, становилась победительницей.

Настоящему стрелку ветер – не помеха

Из башкирского эпоса можно узнать о джигитах, чьи стрелы разили врагов через леса и горы. Меткая стрельба из лука – важнейший навык башкирского охотника и воина, прививавшийся мальчикам со времен детских игр. Подростки часто устраивали соревнования в стрельбе. В них оценивались меткость, сила и дальность выстрела. Даже девочки умели управляться с луком, правда, на соревнования их обычно не допускали. Из далекой древности дошла до наших дней детская игра «Охотники и утки». Сейчас вместо лука в ней используется мячик. Играют в нее следующим образом. Разделившись по жребию на две команды, ребята чертят на земле большой круг. Внутри него находится команда «уток», а снаружи – «охотников», задача которых мячом попасть в «утку» так, чтобы она его не поймала. Если «утка» ловит мяч, то получает право «отстреляться» или вернуть в игру выбывших участников. «Охота» продолжается до полной победы одной из команд.

«Сбереги гнездо»

Во все времена любимой игрой детей всех возрастов были прятки. В Башкирии она имела свои варианты, например, «сесреткес» («разбрызгивание»). Водящий (его называли «пастух») должен был не только найти всех спрятавшихся, но и сохранить «гнездо» - сложенные горькой палочки. Остальные же игроки норовили обмануть водящего, незаметно подкравшись, разбросать палочки – «разорить гнездо». Только очень ловкому и осторожному игроку удавалось найти всех спрятавшихся, не выпуская «гнезда» из поля видимости. Еще один вариант пряток назывался «хызгармыш» («пересвистывание»). В него играли по вечерам, когда начинало темнеть. Участники делились на команды и заранее обговаривали территорию игры, чтобы не выходить за ее границы. Одна группа пряталась, а другая ее искала. Свое местонахождение участники первой команды должны были время от времени обнаруживать свистом. В игре допускались разные хитрости, например, возможность перебегать с места на место, чтобы усложнить поиски водящей команды. Пойманного приводили к месту, которое, по общему уговору, также называлось «гнездо». Игра нередко затягивалась, и ее продолжение переносили на следующий вечер.

Золотая гора

Зимой башкирские дети катались на лыжах и санках. Игр было не так много, самая любимая – «Алтын тау» («Золотая гора») или «Тау батшахы» («Хозяин горы»). Взобравшись на снежную горку, нужно было удержаться на ней как можно дольше, сталкивая штурмующих. Оставаться «хозяином» удавалось обычно не долго, но сама возня в снегу доставляла всем участникам игры огромное удовольствие. Одной рукой в ладоши не хлопают Башкирские молодежные игры были направлены прежде всего на поиск второй половинки. Ведь, как говорится в местной пословице, «одной рукой в ладоши не хлопают». В таких играх участники, как правило, делились на команды, и каждый выбирал себе партнера из другой группы. При этом молодые люди перебрасывались рифмованными фразами. Одни кричали: «Белый тополь, синий тополь? Кто вам нужен из нас?», другие тут же отвечали: «Белый тополь, синий тополь. Нам нужна Айгуль». Весной и летом рядом с деревней на специальном месте для молодежных гуляний обычно ставили большие качели. Чтобы покататься на них, распределялись по парам. И опять на помощь приходила игра, она помогала проявить симпатии, не нарушив приличий, или, наоборот, необидно дать претенденту на взаимное чувство понять, что сердце уже занято другим.