Центральная библиотека им. Г. Тукая

Русские народные игры

Русские народные игры

Понятие «игры»

Понятие «игры» в народной культуре гораздо более широко и многообразно, чем в современности. «Игрой» называли такие, казалось бы, разные и далекие друг от друга явления, как пляски, танцы, хождение под песни, шалости, забавы, подвижные игры, гулянье и вообще веселье.

Игры – часто именовали: забавами, потехами... Ведь играя, можно и развеселиться, позабыв хлопоты суматошного дня, перестать горевать или просто отдохнуть и почувствовать в себе радость от игры и живого общения тех, кто рядом с тобой сейчас.

В игре видятся разнообразные стороны души человеческой, где - то проявление ума иль хитрости, гдето воля и характер, целеустремленность, да и многое другое, но при условии, что игра остается свободной, живой и радующей участников.

Пальчиковые игры

Игры в которых заставляют активно работать кисти рук, ладони, пальцы. Пальчиковые игры были как для младенцев так и для более старших детей.(«Сорока-ворона», «Ласточка-перепёлочка», «Киселёк», «Бабушкины пирожки», «Этот пальчик хочет спать», «Птички-невелички», «Братья-лежебоки», «Пастушок», «Банька», «Пианино», «Едут-едут бабка с дедом» и другие).

Пальчиковая игра «Моя семья»

Этот пальчик — дедушка. Этот пальчик — бабушка. Этот пальчик — мамочка. Этот пальчик — папочка. Этот пальчик — я, Вот и вся моя семья!

Игры отражающие отношение к природе

Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.

Сюда относятся русские народные игры: "Гуси-лебеди", "Волк во рву" , "Волк и овцы" , "Вороны и воробьи", "Змейка" , "Зайцы в огороде" , "Пчелки и ласточки", "Кошки-мышки" , "У медведя во бору", "Коршун и наседка" , "Стадо" , " Хромая лиса" , "Филин и пташки". "Лягушата", "Медведь и медовый пряник", "Зайки и ежи" , "Ящерица", "Хромой цыпленок", "Оса" и их различные варианты.

Игра «Гуси лебеди»

Участники игры выбирают волка и хозяина, все остальные — гуси-лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой — волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелёной травки пощипать. Гуси уходят от дома
далеко. Через некоторое время хозяин зовёт гусей: «Гуси-лебеди, домой!» Гуси отвечают: «Старый волк под горой!» — «Что
он там делает?» — «Сереньких, беленьких рябчиков щиплет».— «Ну, бегите же домой!» Гуси бегут домой, а волк их ловит.
Пойманный выходит из игры. Игра кончается, когда все гуси
пойманы.
Правила.
1. Гуси могут лететь домой, а волк ловить их
только после слов: «Ну, бегите же домой!»
2. Гуси, выходя в поле, должны разойтись по всей площадке.

Игра «Ловишка»

Дети и скоморохи (обращаются к одному из скоморохов, на котором надета шапочка козлика). Козлик серенький, Хвостик беленький, Мы тебя напоим, Мы тебя накормим, Ты нас не бодай, А в «Ловишку» поиграй. После слов, обращенных к «козлику», дети разбегаются, а «козлик» старается их забодать.

Игра «Дятел»

Дети собираются на площадке, выбирают водящего- дятла. Все встают в пары и образуют круг, дятел встает посередине. Играющие ходят по кругу и все вместе говорят слова: Ходит дятел у житницы, Ищет зернышко пшеницы. Дятел отвечает: Мне не скучно одному, Кого хочу, того возьму. С этими словами он быстро берет за руку одного из играющих и встает в круг. Оставшийся без пары встает в середину круга, он дятел. Игра повторяется.

Игра «Хозяин и воробей»

По считалочке выбирается воробей и хозяин. Считалочка: Тани, Вани, что за вами? Вы стоите все столбами? На нее надо присесть. Поскорее все бегите! А ты, мальчик, поводи! Дети становятся в круг. Воробушек в кругу- гумно (место где хранится зерно). Хозяин за кругом.

Поют все: Воробей, воробей, не клюй овсень, Ни своих, ни чужих, ни соседовых. Хозяин ловит воробья. Дети воробья впускают и выпускают в круг и из круга, хозяин может ловить его только за кругом.

Драматические или бытовые игры

Это игры в которых дети по определённому традицией сценарию разыгрывали сценки из реальной жизни. Драматические игры мальчиков и девочек отличались, мальчики предпочитали разыгрывать сцены охоты, сражений с разбойниками. Девочки любили играть в семью, в дочки-матери, в свадьбу.

Орнаментальные игры

Игры, во время которых, участники двигались в определённом порядке под песню или музыкальное сопровождение. Хореографический рисунок определялся мелодией, содержание же песни в игре не учитывалось. Игра строилась так, что участники изображали какое-либо архитектурное сооружение – плетень, мост, либо природное явление – шум ветра, метель, или какой либо производственный процесс. Орнаментальные игры были близки к хороводным и исполнялись в основном девочками. ("Челночок", "метелица" и т.д.).

Хороводные игры

Это игры, включающие в себя песню, хореографические движения, диалог и пантомиму. Содержание игры раскрывалось в сюжете песни. Хороводные игры исполнялись, в основном, девочками, мальчики считали их недостойным делом. Включаться в хороводные игры мальчики начинали с 14-15 лет. Примеры игр: «Воробушки», «Лебедь», «Лён», «Где был, Иванушка?», «Берёзка», «Гуси и волк» и другие.

Игра «Веселые музыканты»

Ход игры. Под любую мелодию из двух частей дети, стоя в кругу, играют на музыкальных инструментах (погремушках, румбах, колокольчиках и др.). Петрушка стоит в центре круга, дирижируя. С окончанием первой части дети, положив инструменты на пол, легко бегут по кругу. Петрушка становится в общий круг и бежит вместе с детьми. С окончанием музыки играющие быстро разбирают инструменты. Дирижером становится тот, кому инструмента не досталось.

Игра «Шел козел по лесу...»

Дети встают в круг и поют, выполняя движения по тексту. Водящий «Козел» путает детей, в конце слов выбирает себе принцессу Пошел козел по лесу, по лесу, по лесу. Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу. Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем. Да ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем. И ручками помашем, помашем, помашем, И весело попляшем, попляшем, попляшем.

Игра «Ручеек»

Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, кому не досталась пара, идет к «истоку» ручейка и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало «ручейка» и, проходя про сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так «ручеек» движется – чем больше участников, тем веселее игра. Лучше проводить ее под музыку.

Игры на ловкость

Эти игры интересны тем, что в них нужно проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию, равновесие, умение ориентироваться в пространстве. К этому разделу относятся игры: "Бабки", "Городки", "Горелки", "Городокбегунок", "Двенадцать палочек", "Жмурки", "Игровая", "Кто дальше", "Ловишка", "Котлы", "Ляпка", "Пятнашки", "Платочек-летуночек", "Считалки", "Третий - лишний", "Чехарда", "Кашевары", "Отгадай, чей голосок", "Веревочка под ногами" и др.

Игра «Горелки с платочком»

Все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочке. Играющие, говорят хором: Гори, гори, масло, Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо, Птички летят! После слов «Птички летят!» игроки последней пары стремительно бегут впереди колонны, а опоздавший «горит».

Игра «Жмурки»

Обыкновенная Жмурке завязывают глаза, заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают: - Кот, кот на чем стоишь? - На квашне. - Что в квашне? - Квас. - Лови мышей, а не нас. После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

Игра «Белый камень»

Дети садятся на лавку, складывают ладошки. Стоять остаются двое. У одного из них белый камушек. Все начинают петь и в такт пению потряхивают ладошками, сложенными вместе. Тот у кого белый камень, поочередно подходит к каждому из сидящих и незаметно кому- то из них опускает камушек. Второй из стоящих- водит. Он должен отгадать, у кого в ладошках камень. А затем садится на место того, у кого перед этим нашел белый камень. Игра начинается сначала. Играющие напевают: «Ходит Ванюшка среди белова камушка. Белый камень у меня, у меня. Говорите про меня, про меня».

Сезонно-обрядовые игры

Игры проводятся в определенное время года. Соответствуют русским народным праздникам. К таким играм относятся: «Катание яиц», «Заря», «Петушки», «У Салохи», «Богатырское двоеборье» и другие.

Народные подвижные игры на Святки

Святки праздновались всеми, но в основе своей это был праздник молодежи. Ее игры, обходы домов, посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья. Раз на праздник собиралось много молодежи, значит, там не обходилось без хороводов: « Верба-вербочка», «Царевна» и т.д., любимыми играми были целовальные: «В смолу», «Прялица».

Игра «Молчанка»

По команде: раз, два, три- все должны хранить самое серьезное молчание. Невыдержавшие подвергаются какой- либо условной каре, например: съесть 5 пригоршню угля, поцеловать старушку, позволить облить себя с головы до ног холодной водой и т.д.

Игра «Заря»

Дети, играющие в игру, встают в круг. Руки держат за спиной, а одному из играющих, которого зовут «Заря» нужно ходить сзади с лентой и говорить: «Заря- зарница, Красная девица, По полю ходила, Ключи обронила, Ключи золотые, Ленты голубые, Кольца обвитыеЗа водой пошла!»

При произнесении последних слов, водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих. Тот, кому он положил ленту, быстро берет её, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Нужно занять свободное место, а тот, кто останется без места, и становится «зарёй». Правила: нельзя пересекать круг, играющие не поворачиваются до тех пор, пока водящий выбирает, кому положить ленту на плечо.

Состязательные игры

Это игры направленные на развитие как физических, так и умственных способностей детей. По сути своей они представляют собой соревнование в силе, меткости, ловкости, устойчивости, скорости, быстроте реакции и сообразительности. Основной их чертой являлось наличие чётко сформулированных правил и установка на победу.("Шагардай", Колдун", «Лапта", «Чижик").

Игра «Скакалка»

Двое детей раскручивают скакалку, приговаривая: Чтоб был долог колосок, Чтобы вырос лен высок, Прыгайте как можно выше, Можно прыгать выше крыши! Колядовщики прыгают через скакалку: чем выше, те больше доход и богатство.