Центральная библиотека им. Г. Тукая

УСТРОЙСТВО ТАТАРСКОЙ ИЗБЫ

На протяжении столетий четырехстенная срубная изба с одним жилым помещением и сенями была у татар преобладающими типом жилища. Наиболее раннее, относящееся к XVIII в., описание интерьера татарского дома четырехстенника оставил нам И. Г. Гмелин (1733 г.): «Их покои выглядят очень чисто. У них нет ни кроватей, ни подушек, а вместо того широкие скамьи (имеются в виду сяке) и ковры…». Н. И. Воробьев, описывая татарский интерьер через два столетия (1920-е гг.), отмечает те же характерные для него элементы – печь с котлом и сяке. Традиционный тип интерьера, сложившийся в четырехстенном срубе, был характерен для домов других планировочных решений и жилищ различных слоев населения. Богатый дом отличается от бедного преимущественно величиной и тщательностью отделки, но не принципами устройства. В основе интерьера лежат внутренняя планировка и функциональное зонирование жилого помещения. В татарском доме оно осуществлялось в зависимости от расположения хлебопекарной печи – самого крупного и важного объекта в доме. Постановка и поворот устья печи определяли размещение функциональных зон, например кухонной (связанной с приготовлением пищи и хозяйственной деятельностью) и основной жилой зоны для семейного пребывания и приема гостей. При этом «прозаическая» кухонная часть дома была внутренним частным пространством, которое старались скрыть от глаз посетителей, а гостевая часть дома – внешним репрезентативным. Данное разделение в татарском жилище отражало и этноконфессиональную специфику быта и семейных отношений татар, которая проявлялась в разделении жилого пространства на изолированные друг от друга мужскую и женскую части. При этом внутренняя, кухонная часть являлась одновременно женской, а внешняя, гостевая часть – мужской. По мнению исследователей, связь внутреннего пространства с женским, а внешнего – с мужским является одной из культурных универсалий, которые были характерны для различных народов.

УСТРОЙСТВО ТАТАРСКОЙ ИЗБЫ, изображение №1
 

Внутренняя планировка четырехстенника, преобладавшая среди волгоуральских татар была следующей: справа или слева от входа (в зависимости от того, где располагалась глухая стена дома) устьем к передней стене ставилась печь. Она устанавливалась на некотором расстоянии от стен, так что за ней образовывался проход в 0,5 – 1 м (мич арты). По внешней линии печи и по направлению к передней стене вешалась занавеска (чаршау) или же ставилась деревянная перегородка (бүлмә тактасы), которая отделяла кухонную половину, находившуюся перед устьем печи, от жилой, гостиной части. При этом вход в кухонную половину осуществлялся через проход за печью или через дверь в перегородке. Для кухонной половины были распространены названия почмак, як, кече ак, казанлык, пич алды, у татар-мишкарей – чаршау эче, чаршау бүлмә, казенка, у татар-кряшен – бүлмәле як, чолан и др. Для гостиной части бытовали названия түр як, олы як, түрләмә, у татар-мишарей – гүренчә. У передней стены комнаты, напротив входа, во всю ее ширину ставился дощатый настил – сяке (сәке). Иногда, на расстоянии 1,5-1,8 м от входной двери, вешали занавеску, отделявшую небольшую переднюю часть, из которой, не заходя в жилую комнату, можно было проходить на кухню. Внутреннюю планировку с печью, расположенной устьем к передней стене, расположенной устьем к передней стене, справа или слева от входа, в отечественной науке принято относить к так называемому северо-среднерусскому типу. Однако одной из ярких отличительных особенностей татарского дома была установка печи на расстоянии от стен. Свободное положение печи было характерно и для жилищ на территории Волжской Булгарии. Постановка печи отступя от стен связана с развитием формы отопительного устройства, когда очаг, превращаясь в более усложненный, приближенный к печи вид, начинает смещаться из центра к одной из стен дома. При этом сохранение пространства между стенами и печью можно объяснить различного характера причинами как практического, так и мировоззренческого свойства. Так, печь, стоящая на определенном расстоянии от стен, более равномерно обогревает помещение. С другой стороны, постановка печи на расстоянии от стен позволяла женщинам заходить в кухонную часть избы, не будучи видимой из жилой части, что соответствует мусульманским обычаям татарского населения.

УСТРОЙСТВО ТАТАРСКОЙ ИЗБЫ, изображение №2
 

Что касается внутренней планировки многокамерных домов, таких, как шестистенник, то в жилой, хозяйственной половине (кара өй) воспроизводилась характерная для четырехстенника планировка. В гостевой половине (ак өй) планировка варьировалась в зависимости от способа постановки печи-голландки, которая, однако, чаще всего также располагалась справа или слева от входа, на некотором расстоянии от стен. Во внутреннем пространстве дома, наряду с планировкой, выделялись отдельные локальные зоны, имевшие свое функциональное и смысловое назначение. Одной из таких зон являлось запечье – свободное пространство между стенами дома и печью, одновременно являвшееся проходом в кухонную женскую часть избы. Оно имело различные названия, в том числе мич арты, аралык, кәзәнлек, мич арка, чулмич. Здесь чаще всего оборудовали угол для умывания, где ставили кумган, тазы, вешали полотенца. Зимой в запечье нередко держали мелкий скот. У татар-кряшен, татар-мишарей, приуральских татар в запечье в запечье нередко устраивали деревянную лесенку для залезания на полати (кәзүнкә баскычы). Ее верхняя плоскость использовалась для сна и подъема на полати, под ней устраивался спуск в подполье. Такие пристрои к печи у татар назывались гөлбәч, гурбәч, кәбәркә, кәзүнкә, кәзинкә и были аналогичны русскому голбцу. Другой локальной зоной было место перед устьем печи с вмазанным в нее котлом, где готовили пищу, – мич алды, казан ягы. Здесь нередко устраивали вход в подполье. В глухой стене, со стороны котла, вырубали небольшое окошечко – төнлек, төндек, казан тәрәзәсе. Первоначально окошечко предназначалось для вытяжки дыма, идущего при варке пищи.