Центральная библиотека им. Г. Тукая

Традиционное жилище мордвы

Традиционное жилище уральской мордвы было в основном двух типов: двухраздельное и трехраздельное срубного типа с двухскатной крышей. Двухраздельный дом состоял из жилой избы и сеней, а трехраздельный – из жилой избы (мокш. куд, эрз. кудо), сеней (мокш. кудоньголь, эрз. кудыкелькс) и горницы, а наиболее зажиточные крестьяне начинают возводить пятистенки.

Первый тип дома был распространен чаще. Он состоял из жилой избы и сеней, Если изба стояла перпендикулярно к улице, то сени располагались за избой. Если изба стояла параллельно улице, то сени располагались в одну линию с домом. Трехраздельный дом дополнялся горницей, которая использовалась зимой как место хранения различных хозяйственных вещей и только летом служила спальней.

Жилище мордвы отличалось от русского столбчатым фундаментом с низкой подклетью. Деревянные полы появились в мордовских домах сравнительно поздно. В 60-70-е гг. XIX в. на один мордовский двор и Оренбургской и Уфимской губернии приходилось 6-8 человек.

Жилище обычно было деревянным. Срубы были невысокие – до 13 венцов. Рубили их наиболее простым и распространенным способом сами хозяева. Ставили их обычно без фундамента или на невысокие деревянные столбики. Кроме срубных построек у самарской мордвы было много домов из самана, сделанных из своеобразных кирпичей, которые изготовляли из глины смешанной с соломой. Иногда подобные дома строили с помощью опалубки – дощатых стенок. Между ними заливали раствор глины с соломой и тщательно утрамбовывали. Когда раствор засыхал, опалубку разбивали. Распространение подобного жилья было вызвано как нехваткой дерева для постройки, так и влиянием выходцев из южных районов России, где такое жилье было очень распространено. Как правило, мордва строила деревянные дома, предпочитая при этом сосну.

Этим же вызвано и то, что даже деревянные дома часто сплошь обмазывали глиной. Крыши жилищ бывали обычно четырехскатными, крытыми соломой. Солому часто обмазывали глиной, что защищало от раздувания ее ветром и в известной мере предохраняло от пожаров. В ряде районов крыли крыши болотным тростником.

Мордовская усадьба традиционно делилась на передний двор, где располагался жилой дом и надворные постройки, и задний двор со вспомогательными хозяйственными строениями. Типы усадеб достаточно разнообразны, наиболее распространенным типом была свободная планировка с раздельным расположением на открытом дворе жилых и хозяйственных построек, но встречаются и другие типы: П-образная, сомкнутая двухрядная или однорядная. Наиболее распространенным типом внутренней планировки жилища у мордвы в ХVII – ХIХ вв. был среднерусский (курная изба), по которому печь, обращённая устьем к окнам передней стены, располагалась в одном из углов возле двери. Красный угол находился против двери по диагонали от печи. Такая печь топилась «по-черному», то есть у неё не было трубы, поэтому дым шел непосредственно в избу. При топке для выхода дыма открывали дверь или специальные маленькие дымовые окошки. У мокши встречалась и южнорусская планировка, при которой печь стояла в дальнем углу избы. Для эрзянских, а часто и мокшанских изб были характерны полати над дверью. У мокши встречался кершпель — дощатый настил перед печью высотой 25-30 см. от пола. Но он встречался гораздо реже, чем у мокшанского населения Приуралья. Сени, которые примыкали непосредственно к жилой избе в конце XIX — начале XX века были в основном тесовые, реже рубленые, встречались и плетневые сени с земляным полом.

В дворовый комплекс входили хозяйственные помещения для скота, инвентаря, домашнего имущества. Для хранения зерна использовались амбары, они выносились обычно на заднюю часть усадьбы. Клети, которые входили в состав надворных построек, предназначались под хранение одежды. Двор (эрз. кардаз, мокш. пирьф) непосредственно примыкал к дому и имел форму прямоугольника или квадрата. Широко были распространены открытые дворы.

Внутреннее пространство мордовской избы мало, чем отличался от интерьера русского крестьянского жилища и организуется в соответствии со среднерусской планировкой. Печь устанавливали около дверей устьем к передней стене, по диагонали располагался красный угол. Характерными чертами интерьера были полки, помещенные под потолком, а также широкие пристенные неподвижные лавки, установленные сбоку от входа. Боковая от входной двери лавка завещалась вертикальной доской с верхом, вырезанным в виде конской головы (коник ланга). В избах мокши в пристенке от печи до задней стены у двери помещался дощатый настил, похожий на татарские нары. Под потолком находились полати, на которых спали, рядом с печью располагался шкаф-ларь для посуды (потмар), на стене у печи висела плетённая из ивовых прутьев, из лыка или бересты, иногда деревянная, предназначенная для хранения ложек ложкарница (пенчкерь). Из специфических предметов — большая долбленая кадушка с крышкой для хранения холстов и одежды, а также сундук.