Центральная библиотека им. Г. Тукая

Имена на карте города

Одна из центральных улиц нашего города носит имя Баки Идрисовича Урманче – скульптора и народного художника Татарстана, лауреата государственных премий, который стоял у истоков татарского изобразительного искусства. Его имя тесно связано с улицей Тукая, о которой мы рассказывали ранее. Так как Баки Урманче был автором памятников поэту, один из которых находится на пересечении улиц Тукая и Юности, второй – на территории больничного городка.

В 2018-2019 годы в рамках муниципального проекта «Улицы моего города» и федеральной программы «Формирование комфортной городской среды» улица Баки Урманче была реконструирована. На обновленной улице появились малые архитектурные формы, скамейки, арт-объекты, пешеходные дорожки. Выделена зона для велосипедистов, которая призвана соединить в городской маршрут проспект Мира с парком «СемьЯ». На одном их жилых домов нарисован портрет художника и скульптора Баки Урманче в стиле граффити, на другом - Портрет Шары Шандарбековой (1943). Часть горожан обновленную улицу уже окрестила музеем под открытым небом, отмечает пресс-служба Нижнекамского района.

 

Баки Урманче – народный художник РСФСР, ТАССР, заслуженный художник Казахской ССР, лауреат премии имени Габдуллы Тукая, каллиграф, скульптор, поэт, полиглот (знал 11 языков).

Баки Урманче родился 23 февраля 1897 года в деревне Куль-Черкене Тетюшского уезда Казанской губернии (Буинский район РТ) в семье указного муллы Идриса Хасановича Урманче – мугаллима (учителя) в медресе и Бибимахзубы Калимулловны (вышивальщицы). Баки Идрисович был четвертым ребенком, первым сыном и рос в счастливой семье, имел шесть сестер, двух братьев. Дед его Хасан Урманче жил трудом красителя. Правда, ни чанов его с красками, ни тканей, вывешенных для сушки, будущий художник не застал, знает лишь по рассказам односельчан. Вышивка и ткачество, рисование узоров, народные промыслы были неотъемлемыми занятиями и в семье Урманче. Рисовал и лепил он с самого раннего детства.

Тягу к знаниям Баки Урманче унаследовал от своего отца. В 1907 году Идрис Хасанович посылает десятилетнего Баки на учебу в медресе «Мухаммадия» в Казани. Там Баки увлекается историей народов Востока, изучает турецкий, арабский, персидский языки. Но в медресе не учат рисованию, а мальчику так хотелось овладеть этим искусством сполна.

С раннего детства он наблюдал за работой мамы – Бибимахзубы Калимулловны, брался за карандаш и выводил татарские орнаменты, подражая ее занятию. Как профессиональная вышивальщица Бибимахзуба Калимулловна использовала для работы множество национальных узоров, нередко придумывала их сама.

Для Баки овладение приемами изобразительного искусства стало целью, к коей мальчик стал стремиться. В 1913 году Баки, будучи шакирдом медресе, сдает экзамены в Казанскую художественную школу. Проваливает экзамен по Закону Божиему, также ему не хватает уровня художественной подготовки, добавим еще тот факт, что для татарской молодежи был затруднен доступ к художественному образованию, закрыты двери музеев, недоступны выставки художников. Поэтому провал на экзаменах в художественное заведение мальчика из татарской семьи не такая уж неожиданность.

Но Баки не оставляет свою мечту. Из-за тяжелого материального положения семьи в 1914 году он оставляет учебу в медресе «Мухаммадия» и вступает во взрослую жизнь, отправляется на заработки. Он преследует две цели: помочь родителям и накопить средства для поступления в художественную школу.

Баки Урманче был рабочим на Надеждинском заводе (на Урале), шахтером Донбасса, учителем в Тарханах (Тамбовская губерния). Во время первой мировой войны служил в Средней Азии (в Коканде, 1916-1917 гг.) в царской армии, где увидел впервые кисти и краски в руках австро-венгерских военнопленных. В 1917-1919 годах был инструктором Наркомпроса и писал художественные панно для клубов, школ. Революция открыла Урманче путь в высшие художественные заведения. Помня о первом неудачном опыте поступления в Казанскую художественную школу, Баки Урманче посещает художественную студию. Уроки в изостудии помогли при поступлении Б. Урманче в художественную школу (с 1918 года – Свободные художественно-технические мастерские). В 1919 году Баки Урманче становится первым татарским студентом, получающим высшее художественное образование.

Студент-татарин Б. Урманче учиться скульптуре у Г. И. Козлова, живописи у В. К. Тимофеева и графике у Н. С. Шикалова. В 1920-1926 годы учится скульптуре и живописи в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС) в Москве. Его учителями были А. Голубкина (скульптура) и А. Шевченко (живопись). Одновременно с учебой на живописном и скульптурном факультетах Баки Идрисович продолжает изучение иностранных языков. Правда из-за нехватки времени окончить институт Востоковедения ему не удается, но все же два курса обучения Баки Идрисовичем прослушаны и сданы.

После окончания ВХУТЕМАСа Баки Идрисович Урманче возвращается в Казань, где становится заведующим учебной частью и преподавателем Казанского художественного училища. Б. Урманче много работает: пишет картины (портрет, пейзаж), делает книжно-журнальные иллюстрации (рисунок, офорт), организует художественно-керамические мастерские, пишет статьи и читает лекции.

В это же время при Доме татарской культуры Урманче организовывает секцию изостудии. В рабочем плане секции главное место занимает организация экспедиций по изучению памятников архитектуры татарского народа и сбора предметов декоративно-прикладного искусства.

В 1929 году Баки Урманче попал под первую волну сталинских репрессий и по обвинению в национализме с младшим братом Хади попадает в Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН). Концлагерь на Соловках привнес в жизненную копилку Б. Урманче хоть и печальный, но все же опыт. Там он знакомится с интересными людьми, овладевает несколькими языками, сотрудничает с Соловецкой газетой «Перековка» в качестве художника.

После лагерей Урманче поселяется в Москве (1933-1941 гг.). Становится членом Союза художников СССР. Оформляет Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. В 1934 году принимает участие в первой выставке молодых художников России. В 1937 году становится членом Московского отделения Союза художников. Его приглашают работать на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке.

В 1941 году Б. Урманче приглашают в Алма-Ату для участия в подготовительных работах к празднованию 100-летия народного казахского поэта Абая. Творческая командировка с началом войны превратилась в эвакуацию.

В Казахстане Баки Идрисович прожил до 1956 года. За это время им создано было немало работ: портретная галерея деятелей истории и культуры республики (Дины Нурпеисовой, М. О. Ауэзова, 1941; С. Муканова, С. И. Жандарбековой, К. И. Сатпаева, 1943; М. Габдуллина, 1945; С. Д. Луганского, 1946); исторические полотна «Штаб Амангельды» (1944), «Абай за работой» (1945), «Великий переход Джангильдина» (1948); многочисленные пейзажи Алма-Аты, Балхаша, Гурьева; скульптурные работы – бюст П. М. Виноградова (1957), проекты памятников Абаю (1944), Ибн-Сине (1956); монументально-декоративные – барельефы, фигуры («Забойщик», «Матрос»), композиция «Мир» (1954, Дворец культуры, город Балхаш), майоликовое панно и скульптура (1954, Балхашский медеплавильный завод); графические – иллюстрации к роману М. О. Ауэзова «Абай» (1946), к казахским сказкам (1950) и другие. Заслуги Баки Урманче были оценены и он стал заслуженным художником Казахской ССР.

В 1958 году по приглашению правительства Татарстана Б. И. Урманче возвратился на родину, в Казань.

Известный татарский писатель и ученый Наки Исанбет, определяя роль Б. И. Урманче в истории татарской культуры, сказал: «Баки Урманче – патриарх нашего изобразительного искусства, голова, аксакал. Когда нас спрашивают, кто основоположник татарской поэзии и музыки, мы отвечаем: Г. Тукай и С. Сайдаш. Когда нас спрашивают, кто основоположник татарского изобразительного искусства, мы отвечаем: Баки ага Урманче» («Казан утлары», 1969, №12).

1958-1990 годы называют казанским периодом жизни Баки Идрисовича Урманче. Живопись, графика, архитектура, театрально-декорационное искусство, иллюстрация, каллиграфия, но главной в казанский период творчества стала скульптура.

Скульптурный портрет Г. Тукая стал первым в серии портретов выдающихся людей Татарстана. Ф. Амирхан, Г. Камал, Г. Ибрагимов, Н. Жиганов, М. Джалиль, Дэрдменд, К. Гали – далеко не полный перечень портретной галереи, созданной мастером.

В 1967 году за серию скульптурных портретов Б. И. Урманче была присуждена Республиканская премия им. Г. Тукая. В 1976 году создает Тукаевский комплекс, посвященный поэту Габдулле Тукаю. В 1972 году Баки Идрисовичу Уманче было присвоено почетное звание заслуженного художника РСФСР, в 1977 году – звание народного художника РСФСР. Он был награжден орденом Трудового Красного Знамени (1977) и Дружбы народов (1987).

Баки Урманче был разносторонней творческой личностью. Самые продуктивные утренние часы он проводил за работой в мастерской. За работой он часто слушал музыку или напевал сам. Надо сказать, что Баки Идрисович обладал сильным баритоном. Пел не только в кругу семьи, но и публично. В его репертуаре десятки народных песен татар, башкир, казахов. Музыкальные вкусы Урманче отличались большим разнообразием. Предпочтение он отдавал И. С. Баху, Л. Бетховену, Д. Шостаковичу, С. Сайдашеву, Ф. Яруллину, М. Музафарову и, конечно, народной музыке.

Б. Урманче играл на скрипке и даже мастерил ее сам. В свободные от работы в мастерской часы много читал, писал и сочинял стихи. Его любимыми авторами были: Саади и Гёте, Хайям и Хикмет, Абай и Байрон. Произведения, наиболее близких ему по духу авторов, Урманче читал в оригинале наизусть. Поэзия Б. Урманче философична:

Тоскующую душу мне один лишь

Озаряет лучик – твоя любовь.

Мой друг! Свет нежности твоей

Горит в светильнике Моей души.

Как человек, обладающий недюжим талантом во многих областях искусства он притягивал к себе творческих людей. Дом Урманче всегда был полон гостей. По праздникам лучшие музыканты Казани исполняли в его честь концертные программы.

Умер Баки Идрисович Урманче в возрасте 93 лет 6 августа 1990 года. Похоронен на Татарском кладбище в Казани рядом с могилой Тукая.