Центральная библиотека им. Г. Тукая

Башкирский дом - тирмэ

Не сманить из этих юрт людей.

В юрте я приму моих гостей,

Юрту сберегу я для детей.

Князь свои дворцы покрыл резьбой,

Что они пред юртой голубой. (китайский поэт Бо Цзюй)

Башкиры, как и многие кочевые народы Евразии, около половины своей жизни проводили во временных жилищах, самым древним и самым универсальным видом которых была решетчатая юрта (тирмэ), теплая в стужу, прохладная в жару. За легкой войлочной перегородкой кочевники слышали дыхание степи: движение ветра, пение птиц, топот коней, голоса сородичей.

За более чем 1,5-тысячелетнюю историю с момента появления первых изображений юрты на погребальных статуэтках из Северного Китая, датируемых началом VI в. н.э., юрта до сегодняшнего дня практически не подверглась каким-либо серьезным изменениям или инновациям.

Юрта – тирмэ – была очень удобной для жизни людей. Она легко складывалась, перевозилась и также легко устанавливалась на новом месте. Изобретение юрты с разборным решетчатым остовом стен, прямыми или изогнутыми жердями-стропилинами купола, на которых крепился деревянный двусоставной обруч светодымового отверстия, было одним из величайших открытий во всем кочевом мире.

Это можно сравнить только с изобретением стремян, что произвело настоящую революцию в коневодстве и позволило в кратчайшие сроки освоить огромные просторы степей Евразии от Алтая до Дуная благодаря устойчивой посадке в седле.

По мнению исследователей, изобретение юрты произошло в древнетюркской среде не позже середины V в. н. э. Преимущества разборной юрты с решетчатым остовом были налицо. Она буквально в течение 30-40 минут собиралась и разбиралась, а самое главное – была очень удобна при транспортировке в форме вьюков на лошадях и верблюдах. Навьюченные частями юрты лошади могли легко и беспрепятственно осваивать как степные, так и труднодоступные горные пастбища.

Юрта поражает воображение своим совершенством. В течение тысячелетий все компоненты тщательно оттачивались, пока не достигли идеала. Ничего лишнего. Великий французский архитектор Ле Корбюзье восхищался завершенностью, универсальностью, взаимозаменяемостью частей юрты. Именно ее он рассматривал как один из прототипов своей концепции «Дом – машина для жилья».

Юрта собиралась из тонких жердей и покрывалась серым войлоком – это плотное, толстое, шерстяное полотно.

«Кошмы, которыми покрывается кибитка (юрта), привязываются к остову особыми веревочками, пришитыми к ним по углам и на середине края, а для большей прочности вся кибитка опутывается снаружи длинными волосяными веревками (аркан) и привязывается к двум-трем небольшим колышкам, вбитым в землю снаружи ее», – писал С. И. Руденко.

Традиционно вход располагается с южной стороны юрты. Часть жилища с противоположной стороны считается главной и предназначается для гостей. Неизменное место очага – в центре юрты напротив отверстия для выхода дыма. В случаях, когда очаг выносится на улицу, на этом месте расстилается красивая скатерть.

Вокруг нее раскидывались чепраки, мягкие подушки или тканевые подстилки.

Очень важным элементом кочевого жилища всегда считался шаршау. Это занавес из плотной ткани, который делит башкирскую юрту на две неравноценные части:

– женскую. Согласно обычаям народа она всегда меньше и располагается неизменно по правую сторону от входа. Здесь хранятся предметы, необходимые для ведения домашнего хозяйства: кухонная утварь, запасы еды, детская и женская одежда и прочее;

– мужскую. Левая часть размерами больше и всегда используется в качестве гостиной. По всей комнате вывешиваются красочные ковры, скатерти, полотенца и постельные принадлежности.

Решетчатые стены закрываются не только узорными работами, но и снаряжением воина. Здесь можно увидеть колчаны для стрел, футляры для пороха, подсумок для дроби и конскую упряжь.

Почетное место для гостей – урын – располагается напротив входа. Здесь же размещается резной деревянный сундук на красивой подставке. На нем складываются самые ценные вещи: ковры, паласы, одеяла и подушки. Они бережно связываются узорной лентой с цветными орнаментами на красном или черном фоне.

Войлок юрты украшали геометрическим и растительным орнаментом. Узор располагался, преимущественно, в нижней части юрты, ближе к земле.

По центру юрты развешивали түр күлмәк. Развешивание праздничных түр күлмәк на почетном месте сохраняется поныне. Рубашки и платья с национальными орнаментами символизировали подарки сватов (во время подготовки к свадьбе) или же почитание духов. Одежда символизировала родовую атрибутику, идею почитания и уважения старших.

Купол юрты олицетворял небосвод, отверстие в нем, через которое проникал свет, ассоциировалось с солнцем. Круглое навершие юрты (сагырак), образующее купольное отверстие, носило сакральный смысл, было священным, переходило от отца к сыну, от старого жилища к новому. Через него проходит осевая линия, по отношению к которой организуется все внутреннее пространство юрты.

Вошедший в юрту обязательно должен отведать в ней пищу – тамақ ауыз итэу, буквально «прикоснуться ртом к пище», хоть крошку хлеба гость юрты должен был отведать, иначе хозяин был бы оскорблен.

В каждой юрте было свое назначение называемый башкирским словом «қот» – хранитель благополучия дома, и всякий входящий в юрту, произносил торжественные слова приветствия, обращенные к «қот», а покидая юрту, уносил с собой напутствие: «Юлыгыз котло булhын!»