Центральная библиотека им. Г. Тукая

Мурадьян Ованес Георгиевич

ИМЕНА НА КАРТЕ ГОРОДА.

Мурадьян Ованес Георгиевич

(1918-1981)

История любого города прослеживается в названиях его улиц и площадей. В рамках проекта "Имена на карте города" мы с вами уже узнали о некоторых выдающихся людях, чьи имена присвоены нижнекамским улицам. Сегодня мы расскажем вам еще об одном выдающемся человеке.

29 марта 1984 года одну из улиц Нижнекамска решили назвать именем Ованеса Мурадьяна. Три с половиной километра городских дорог, соединяющих сейчас Парк нефтехимиков и набережную Камы, включают в себя много важных и интересных объектов. Трамвай №2, направляющийся на Красный Ключ, поворачивает у храма Воскресения Христова, минует санаторий «Шифалы», парк «Солнечная поляна», конно-спортивную школу, мечеть, торговый центр «Рамус»… Улица застроена и жилыми домами – но только с одной стороны. С другой к ней примыкает лесопарковая зона Красного Ключа. Так кто же он - Ованес Мурадьян?

 

29 марта 1984 года одну из улиц Нижнекамска решили назвать именем Ованеса Мурадьяна. Три с половиной километра городских дорог, соединяющих сейчас Парк нефтехимиков и набережную Камы, включают в себя много важных и интересных объектов. Трамвай №2, направляющийся на Красный Ключ, поворачивает у храма Воскресения Христова, минует санаторий «Шифалы», сквер ТАНЕКО, парк «Солнечная поляна», конно-спортивную школу… Улица застроена и жилыми домами – но только с одной стороны. С другой к ней примыкает лесопарковая зона Красного Ключа.

Но кто же он – Ованес Георгиевич Мурадьян, чье имя объединяет все вышеперечисленное? Заместитель министра нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР. В течение многих лет он принимал участие в руководстве строительством заводов и города Нижнекамска. Несколько раз бывал здесь, встречался с трудовыми коллективами, помогал в решении самых разных проблем…

Родился (18 декабря 1918 года) и вырос Ованес Георгиевич в Симферополе. Окончил Московский институт химического машиностроения по специальности инженер-механик. Затем был направлен Чапаевск Куйбышевской области на военный (пороховой) завод. Здесь он дослужился до должности начальника цеха. После – Украина. В шахтерском городе Горловка Ованес Мурадьян руководит монтажным управлением. А в конце 1950-х – назначение на строящийся завод синтетического каучука в Ставрополе-на-Волге – нынешнем Тольятти. 15 мая 1959 года Ованес Мурадьян – уже директор Куйбышевского завода синтетического каучука.

В период его руководства Синтезкаучуком построены производства сополимерных каучуков, дивинила из бутана, первого в стране изопренового каучука, начались строительные работы на комплексах изопренового каучука, возведен комплекс очистных сооружений для Тольяттинского промышленного узла и города, системы водоснабжения, созданы профтехучилища для подготовки квалифицированных кадров на месте.

Осенью 1965 года Ованес Мурадьян был назначен начальником Главкаучука министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. «Будучи высокограмотным специалистом, он сплотил вокруг себя единомышленников, отдающих все свои способности и умение промышленности синтетических каучуков», – пишут об Ованесе Мурадьяне историки. В эти годы шла стройка Нижнекамска и его промышленной зоны. В течение 16 лет Мурадьян занимался городом – в особенности снабжением, он буквально «выбивал» необходимые для завода материалы – оборудование, комплектующие и др.

13 октября 1977 года – назначение на должность заместителя министра нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности по вопросам капстроительства. К этому времени авторитет его был колоссальным.

Награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, медалями.

Умер Ованес Георгиевич 14 апреля 1981 году. Похоронен на Новокунцевском кладбище в Москве.

Информации о Мурадьяне – очень мало. Мы не смогли узнать, был ли женат человек, так много сделавший для Нижнекамска, есть ли у него дети, каким – строгим, добрым или жизнерадостным – он запомнился современникам… Ованес Георгиевич вскользь упоминается в рассказе «Нефть» легендарного советского писателя Исаака Бабеля – но это многого прибавить к описанию личности Мурадьяна не может.

Поэтому у нижнекамских историков, да и у школьников, студентов, интересующихся прошлым, есть замечательная задача. Узнать, каким был Мурадьян, чем жил, о чём мечтал… Быть может, нижнекамские старожилы помнят его? Страница городской истории ждёт, пока её откроют.