Центральная библиотека им. Г. Тукая

Сказочное наследие татарского народа

СКАЗОЧНОЕ НАСЛЕДИЕ ТАТАРСКОГО НАРОДА

Каждый народ мира уникален, и неповторима его душа, сокрытая в духовном творчестве – фольклоре. Татары – древний народ с великой историей и богатейшим культурным наследием, а татарский фольклор с первых секунд знакомства с ним поражает своей самобытностью.

Сказки – это, пожалуй, самый популярный, интересный и «живучий» жанр татарского фольклора. Их рассказывали тысячи лет назад – рассказывают и сейчас.

В татарской фольклористике принято делить сказки на три основные разновидности: сказки о животных, волшебные и бытовые сказки.

Сказки о животных.
В составе татарских народных сказок таких немного (около 8% всего сказочного наследия). В сказках о животных аллегорически изображаются общечеловеческие недостатки. В них повадки животных используются для обличения пороков, встречающихся в людях.

Волшебные сказки.
Они составляют приблизительно половину татарских сказок. Среди волшебных сказок особо выделяются сказки о богатырях (Камыр-батыр, Турай-батыр, Тан-батыр и др.). В число волшебных сказок также входят произведения, основанные на мифологических рассказах (бывальщинах) и легендах. В центре волшебной сказки стоит образ идеального героя. В подавляющем большинстве случаев это младший из братьев (изображение в качестве главного героя старшего брата – явление исключительное). Можно предполагать, что это происходит из дуалистических мифов древних тюрок. А в тюркской мифологии младший брат – положительный герой.

В волшебных сказках много мифологических персонажей. Один из часто встречающихся персонажей – див (дию). Див живет вдали от людей, за горой Каф, на горе, под водой или под землей. Он обычно похищает дочерей падишаха и превращает их в своих жен. Однако, где бы он ни находился, герой сказки джигит-богатырь, преодолевая неимоверные трудности, проникает в его владения. Убив дива, он освобождает девушку и женится на ней. Див изображается как враждебная человеку сила. Однако, встречаются и дивы добрые, помогающие человеку.

Сравнительно часто в волшебной сказке действует, наподобие русской бабы-яги, старуха-ведьма (убырлы карчык, буквально старуха-упырь). В некоторых сказках она называется старухой-колдуньей (сихерле карчык), старухой-обжорой (җалмавыз). Старуха-ведьма, живущая в лесу в маленькой избушке, вредит человеку и приносит несчастья. Герою сказки приходится приложить немало сил, чтобы уничтожить или заставить ее подчиниться. Вместе с тем, сохранились в некоторых сказках древние сюжеты, где старуха-ведьма оказывается доброй и помогает людям. Относительно реже в волшебной сказке встречается образ змея (елан). У многих народов змей изображается как ярый враг человека, и сюжеты о змееборстве в сказках занимают значительное место.

Бытовые сказки.
Они составляют примерно 46% сказочного наследия татарского народа. Основанные на социальном и бытовом конфликте, эти сказки наиболее близко стоят к реальной действительности. Они отличаются от волшебных своей непосредственной обращенностью именно к бытовым обстоятельствам, определяющим сюжетную коллизию и ее разрешение, а вместе с тем иную, чем в волшебной сказке, систему образов действующих лиц. По своей тематике бытовые сказки очень разнообразны. Среди них есть произведения о мудрых людях, неверных и верных женах, богачах и работниках, муллах, ловких ворах и пр.

К группе назидательных относятся сказки, в которых мораль высказывается открыто. Это сказки о правде и лжи, мудрых советах и ответах, завещаниях и т. д. В числе назидательных бытует и часть притчей, что является следствием не обособленности этого жанра в самостоятельный в татарской фольклористике.
Группу авантюрных сказок составляют в основном сказки об оклеветанных женщинах, верных женах, ловких ворах и разбойниках

Татарскую народную сказку читайте в статье.