Центральная библиотека им. Г. Тукая

«Театр имени Галиаскара Камала»

Галиаскар Камал по праву считается одним из основоположников татарского театра и драматургии. Он появился на свет в январе 1879 года в Казани. Детские годы мальчика прошли в родной деревне его матери – Масре (Арский район).
Образование будущий писатель получил в медресе «Госмания» и «Мухаммадия» в Казани. Юноша самостоятельно учил русский язык и по мере расширения горизонтов знаний открывал для себя мир русской драматургии и театра. О том, что Галиаскара увлекает творчество и литература, стало понятно, когда он был подростком, поэтому легко было предположить, что его биография будет связана именно с этими направлениями.
Начиная с 1901 года, Галиаскар Камал занимался издательством газеты «Прогресс». Немного позже, поднабравшись опыта, создал издательский дом «Просвещение».
В 1906 году состоялся первый публичный татарский спектакль. Эта дата считается днем рождения татарского театра. Была создана группа «Сайяр» и Камал всей душой принимает в ней участие. Камал был сторонником реалистического театра, он в своих пьесах описывал жизнь татарских купцов и мещан, создавал яркие характерные образы, такие, как Хамза из «Первого спектакля» или торговец Ахметзян из «Тайны нашего города» – классические персонажи, олицетворяющие невежество и скудоумие. Камал написал более 15 оригинальных пьес и перевел более 100 классических и иностранных пьес. Наравне с Габдуллой Тукаем Камал многое сделал для создания литературного татарского языка, старался очищать язык от арабизмов, тюркизмов, фарсизмов, прочих заимствований.
В 1920 году Камал получил звание народного драматурга Татарии. Вершинными произведениями как в творчестве Камала, так и во всей татарской драматургии являются комедии «Банкрот» и «Тайны нашего города», в которых драматург показывает низость, дикость татарской буржуазии, стремление к единственной цели – наживе, во всех ее уродливых проявлениях. Пьесы Камала сохраняют актуальность до сих пор.
Основателем первой профессиональной татарской театральной труппы является оренбургский учитель, многогранная личность Ильяс Кудашев-Ашказарский (1884-1942). Позднее в труппу был принят артист, режиссер Габдулла Кариев (1886-1920), ставший ее руководителем и еще при жизни названный "отцом татарского театра".
Правительство Татарской республики приглашает возглавить театр ученика Габдуллы Кариева, драматурга, актера, театрального педагога и режиссера Карима Тинчурина (1887-1938).
В 1926 году общественность республики отмечает двадцатилетний юбилей театра. Многие актеры удостаиваются званий заслуженных артистов республики, героев труда, а сам театр получает статус академического.
В 1930 году театр участвует в Первой Олимпиаде театров народов СССР в Москве.
В 1939 году в честь 60–летия классика и родоначальника татарской драматургии и театра Галиасгара Камала театру присуждается его имя.
В 1958 году спектакль “Без ветрил” К.Тинчурина в режиссуре Ш.Сарымсакова становится первым художественным произведением, удостоенным только что учрежденной Государственной премии имени Габдуллы Тукая.
В 1966 году на должность главного режиссера приходит Марсель Салимжанов (1934-2002). С его именем связана славная пора зрелого театрального искусства Татарстана. С первых постановок становится ясно, что в театр пришел лидер, творец, утверждающий диктатуру режиссуры, умирающей в актерском искусстве.
Сегодня возглавляет театр имени Галиаскара Камала заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, лауреат Государственной премии Республики Татарстан имени Габдуллы Тукая Фарид Бикчентаев. На сцене театра идут прекрасные спектакли по пьесам татарских драматургов, русская и зарубежная классика. Театр всегда открыт для самой лучшей драматургии мира и в то же время остается глубоко национальным по колориту. Спектакли театра пользуются популярностью как у татарского, так и у русского зрителя.