Поручиковская сельская библиотека - филиал № 35

150 лет со дня рождения советского библиографа, библиотековеда Николая Валериановича Русинова

5 января 2024 года исполняется 150 лет со дня рождения советского библиографа, библиотековеда Николая Валериановича Русинова (1874–1940).
РУСИ́НОВ Николай Валерианович [24.12.1873(5.1.1874), Санкт-Петербург – 2.7.1940, Москва], библиограф, библиотековед, архивист.
Окончил Харьковский ветеринарный институт (1898) и археографическое отделение Московского археологического института (1915, преподавал в нём в 1918–22).
Заведующий лабораторией Московского отдела Российского общества покровительства животным (1903–14), работал в физиологической лаборатории Петровской сельско-хозяйственной академии (1915–16). Сотрудник Наркомата РКИ и Главного управления архивным делом (1918–23), Российской центральной книжной палаты (1923–40, с 1936 Всесоюзная книжная палата).
Имя Н.В. Русинова — крупнейшего практика и выдающегося теоретика в области библиотечной классификации — занимает особое место в истории библиотечного дела.
Незаменимым справочным пособием для многих поколений библиотекарей стали таблицы классификации, опубликованные под его именем.
 "Среди теоретиков десятичной классификации в СССР, — писал Е.И. Шамурин, — Н.В. Русинов не имеет себе равных" .
На протяжении нескольких десятилетий индексы десятичной классификации, проставленные рукой "первого систематизатора", можно было увидеть на печатных карточках и в "Книжной летописи".
Путь Н.В. Русинова в библиотечное дело необычен. Представить реальный образ этого многосторонне образованного человека, проявившего себя в разных областях деятельности, можно по его работам, архивным материалам, воспоминаниям тех, кто был лично знаком с Н.В. Русиновым. Николай Валерианович Русинов родился в Петербурге 5 января 1874 г. в семье служащего Министерства земледелия и государственных имуществ. 

Отец занимал достаточно высокий пост, успешно продвигался по службе и вышел на пенсию в чине статского советника. Мать имела собственную музыкальную школу и старалась с детства развивать в ребёнке гуманитарное начало.
Однако сын, получив домашнее музыкальное и искусствоведческое образование, не пожелал продолжить его. Прервав обучение в 1-й Петербургской гимназии, Н.В. Русинов поступил в реальное училище и закончил его коммерческое отделение. Этот шаг имел далеко идущие последствия.
К двадцати годам у юноши сформировалось твёрдое желание стать врачом. Но по законам Российской империи на медицинские факультеты не принимались выпускники реальных училищ. Пришлось выбрать другую специальность.
В 1900 г. Н.В. Русинов окончил Харьковский ветеринарный институт, успешно сдал экзамен на степень магистра ветеринарных наук. Началась ординарная жизнь участкового ветеринарного врача, заведующего лечебницей в Константиноградском уезде Полтавской губернии.
К этому времени относились первые выступления Н.В. Русинова в печати. В его статье, посвященной ветеринарному образованию в России, мы находим следующие строки:
"Ветеринария — прикладная биологическая наука. Предмет биологии — жизненные явления. Они многочисленны и разнообразны, но изучаются, сравниваются, классифицируются, обобщаются и подводятся под общие законы, обнимающие собой все частные случаи" [1, с. 26]. Жажда знаний не покидала молодого ветеринара. В 1900/01 учебном году он слушал дополнительный курс по бактериологии. Параллельно продолжалось увлечение публицистикой и журналистикой. В 1900—1901 гг. Н.В. Русинов сотрудничал в еженедельнике "Хуторянин", в 1900—1902 гг. — в "Ветеринарном фельдшере", общедоступном журнале Российского ветеринарного общества для сельских читателей и ветеринарных фельдшеров. В 1902 г. семья Н.В. Русинова переехала в Москву, где он занял пост заведующего лабораторией Московского общества покровителей животных. Здесь он работал до 1914 г., постоянно повышая свою квалификацию и расширяя кругозор. Н.В. Русинов пытался вновь реализовать мечту о медицинском образовании, однако опять получил отказ. Два прошения на имя министра народного просвещения результатов не принесли: диплом ветеринара, как утверждали начальники департаментов, ничего не говорит о среднем образовании, надо было кончать гимназию.
В 1906 г. Н.В. Русинов опубликовал в печати эту переписку, обличая систему, при которой власти закрывают возможность получения интересной профессии.
С 1902 г. Н.В. Русинов посещал курсы по бактериологии и другим дисциплинам на естественном и медицинском факультетах Московского университета. Случайно в соседних аудиториях шли занятия историко-филологического факультета. Два года Н.В. Русинов изучал историю и литературу. В 1906 г. вышла в свет интереснейшая литературоведческая работа — "Тип ветеринара в литературе и вопросы психологии ветеринарной профессии". Активные занятия литературой, историей, журналистикой, психологией, казалось бы, нисколько не мешали каждодневной ветеринарной практике.
В 1910 г. Н.В. Русинов поступил в Московский археологический институт, а в 1915 г. после защиты диссертации и награждения золотой медалью получил звание учёного-архивиста (второе профессиональное звание Н.В. Русинова). Он принял предложение стать преподавателем курса архивоведения, а с 1919 г. — штатным сотрудником института.
Бросить сразу ветеринарию и бактериологию было невозможно: вечерами в физиологической лаборатории Петровской (ныне Тимирязевской) сельскохозяйственной академии Н.В. Русинов продолжал работу над диссертацией "Материалы к учению о пищеварении у птиц". Через два года диссертация опубликована в печати и представлена к защите в Харьковский ветеринарный институт. Однако в 1919 г. учёные степени отменены, защита не состоялась. С этого времени Н.В. Русинов прекратил служебные связи с ветеринарией и физиологией, но любовь к животным и широкая известность Н.В. Русинова-ветеринара заставляли ещё многие годы вести частную ветеринарную практику. Трудно сказать, когда именно открылся в Н.В. Русинове талант "децималиста" — так называли в те годы знатоков и пропагандистов десятичной классификации.
Ещё в годы учёбы в Московском археологическом институте он составил каталог с использованием десятичной классификации. Первые работы по архивоведению относились к 1918 г. В 1918—1923 гг. Н.В. Русинов являлся сотрудником Народного комиссариата рабоче-крестьянской инспекции, одновременно вел консультативную и преподавательскую работу в Центрархиве РСФСР. В марте 1921 г. он стал сотрудником Русского библиографического общества при Московском университете, через полтора года избран действительным членом, назначен хранителем библиотеки общества. Н.В. Русинов быстро выдвинулся в число наиболее квалифицированных специалистов по десятичной классификации, убеждённых пропагандистов новых методов каталогизации документов. Об этом свидетельствовали его многочисленные выступления в печати, приглашения в правительственные органы в качестве консультанта.
В сентябре 1922 г. Н.В. Русинов на условиях сдельной оплаты начал помогать "индексатору" (так называлась тогда эта должность) Российской центральной книжной палаты Б.В. Склодовскому.
Уже с апреля 1923 г. он окончательно перешел на работу в Книжную палату, где и трудился до последнего дня. Ежедневную систематизацию непрерывного книжного потока Н.В. Русинов сочетал с теоретической и методической работой. В начале сентября 1923 г. он выехал в полуторамесячную командировку в Бельгию для участия в конгрессе, организованном Международным библиографическим институтом.
Однако по пути, в Берлине, выяснилось, что бельгийской визы нет. Пришлось ехать в Голландию, изучать там постановку архивного дела, делопроизводства, возможности применения десятичной классификации в различных сферах общественной практики.
Специально для встречи с Н.В. Русиновым в Голландию приехал Поль Отле. Н.В. Русинов полностью разделял все идеи своего друга (переписка между ними продолжалась почти полтора десятилетия.
Впечатления об увиденном в Голландии Н.В. Русинов изложил в небольшой брошюре, а через несколько лет — в статье. В 1924 г. Н.В. Русинов опубликовал большой труд — "Десятичная классификация документов. Руководство и краткие таблицы", через год книга переиздана. В декабре 1924 г. он участвовал в работе Первого Всероссийского библиографического съезда и выступил с докладом "Об индексации Книжной летописи". Для Первого всемирного конгресса по библиотечному делу и библиографии Н.В. Русинов подготовил материал "К вопросу о применении десятичной классификации", который был включён в программу конгресса, состоявшегося 15—30 июня 1929 г. в Риме — Венеции. Однако выехать туда Н.В. Русинову не удалось, доклад представлен советскими участницами Л.Б. Хавкиной и Г.К. Дерман, а затем напечатан в трудах конгресса.  Итогом теоретических и методических наблюдений и изысканий Н.В. Русинова явилась книга "Десятичная классификация и систематический каталог", опубликованная в 1931 г. Предполагалось, что книга явится теоретическим и методическим введением ко второй части — таблицам классификации, работа над которыми велась много лет. Рукопись таблиц в 1936—1937 гг. завершена, набрана и сверстана, отпечатаны первые экземпляры. По свидетельству ближайших коллег Н.В. Русинова, издание не состоялось из-за отрицательного отзыва Н.К. Крупской, знавшей, без сомнения, о работах Л.Н. Троповского, проект таблиц которого опубликован в "Красном библиотекаре" в 1934 г. Уже после выхода в свет этих таблиц (в 1938 г.) стало ясно, что они не могут полностью решить все проблемы классификации для научных библиотек.  Библиотекари настоятельно требовали издания "таблиц практики Всесоюзной книжной палаты". Однако подготовленные Н.В. Русиновым таблицы напечатаны лишь в 1944 г. под редакцией Е.И. Шамурина и стали посмертным памятником их автору: Николай Валерианович Русинов скончался 2 июля 1940 г. дома от кровоизлияния в мозг. Прах его после кремации погребён в колумбарии Новодевичьего монастыря.
По просьбе Н.В. Русинова его вдова Вера Васильевна и сын Игорь Николаевич передали личный архив во Всесоюзную книжную палату.
Николай Валерианович Русинов внёс значительный вклад в научное решение проблем методики применения Универсальной десятичной классификации (УДК) в библиотечном и архивном деле, библиографии, делопроизводстве в СССР («Десятичная классификация документов. Руководство и краткие таблицы», 1924; «Десятичная классификация и систематический каталог. Введение», 1931; «Десятичная классификация книг. Таблицы и методические указания», 1944). Первым в СССР выработал принципы централизованной классификации по УДК и внедрил их в практику систематизации произведений печати в изданиях Книжной палаты (1924–27). Оригинальные разработки Р. (в частности, географические определители, отражавшие административно-территориальное деление СССР) использованы во 2-м издании УДК (Брюссель, 1927–33). Обосновывал научные методы формирования, каталогизации и учёта архивных фондов, разработал первые советские учебные программы и методические руководства для системы подготовки архивных работников.

 

На фотографиях:

1)      Советский библиограф, библиотековед Николай Валерианович Русинов.

2)      Николай Валерианович Русинов         

3)      Вера Васильевна Русинова - жена      

4)      Сын Русинова - Игорь, с женой.           

5)      Могильный камень Русиновых