Поручиковская сельская библиотека - филиал № 35

1 января – день былинного богатыря Ильи Муромца

Ежегодно 1 января в Карачарово (сейчас это микрорайон города Мурома, а , а до 1960 года село) празднуют не только Новый год, но и День Ильи Муромца.

Исследователи до сих пор не могут прийти к единому мнению, где именно родился крестьянский богатырь – в селе Карачарово, что под Муромом, или его родиной было село Карачев под городом Моровск.

Одно из древних сказаний ведёт в Муром, к Свято-Троицкому храму, построенному в Карачарово в XII веке

В первой былине о знаменитом богатыре мы читаем: "Возле города Мурома, в пригородном селе Карачарове у крестьянина Ивана Тимофеевича да у жены его Ефросиньи Поликарповны родился долгожданный сын. Немолодые родители рады- радехоньки. Собрали на крестины гостей со всех волостей, раздернули столы и завели угощенье — почестей пир. Назвали сына Ильей".

Да и из уст богатыря неоднократно звучат упоминания о его родных краях, затерявшихся среди лесов и непроходимых болот Возможными наследниками былинного персонажа считается семья Гущиных. По легенде, изначально дом Ильи Муромца в Карачарово стоял в самой гуще леса, отсюда возникло прозвище Гущин. Позже герой переехал в село, но прозвище сохранилось и со временем стало фамилией для его потомков.

На улице Приокской стоит дом под номером 279, который считается основной достопримечательностью бывшего села. Говорят, именно здесь и жил Илья Муромец. На этот же факт указывает табличка на стене здания.

Маленькая бревенчатая часовенка стоит внизу под холмом, левее Троицкой церкви. Согласно легендам, первый храм на этом месте строил сам богатырь. Дубовые бревна для фундамента Муромец вытащил из вод Оки.

Там в Карачарово можно посетить источник со святой водой. По преданию, источник со святой водой открылся, когда богатырский конь ударил оземь копытом.

До XVI века в Муроме была Ильинская улица, Богатырева гора и Скокова гора, откуда герой поскакал на свершение подвигов.

По преданию 3 старца, нищие странники (калики) исцелили его от недуга и предсказали, что «смерть ему на бою не писана». Илья Муромцев прославился воинскими подвигами и невиданной силой, которую использовал бескорыстно для защиты Отечества и восстановления справедливости.

Он мог в один обхват корчевать вековые деревья и закидывать их с холмов в реку Оку, когда помогал отцу распахивать земли в с. Карачарова после исцеления.

Не любое дерево выдержит такой срок. Не любое. Но есть такое- мореный дуб. Такие деревья упав в воду, могут пролежать в ней много веков. И становятся как камень тяжелыми и крепкими.

На берег Оки, Илья пришел после исцеления, обретя богатырскую силу, и перегородил русло вырванными из земли дубами. Река изменила свое течение, приблизившись к селу и защитив его от вражеских набегов. Это был его первый шаг на пути служения обороне отечества.

Есть в муромском музее необычный экспонат- пень от дуба, поднятый не так давно со дна Оки. Надпись имеется на табличке: "По преданию Илья Муромец такие дубы с корнем вырывал, да в Оку их кидал и изменил русло реки".

Этому дубу около 300 лет, он рос ещё во времена Ивана Грозного, а потом ещё 300 лет в оке пролежал. Его диаметр около 1.5 м., обхват около 4.6м. В 2002 году дуб был поднят муромскими речниками со дна Оки на Спасском перекате, в 150 км. от устья» Этот дуб все равно называют «дубом Ильи Муромца».

Не спорят лишь о том, что «жил на Руси великий богатырь – Илья Муромец», который, как говорили в старину, был «ладно скроен и крепко сбит» – «косая сажень в плечах». Одно из древних сказаний ведёт в Муром, к Свято-Троицкому храму, построенному в Карачарово в XII веке на берегу Оки. Сначала Троицкая церковь была деревянной. Согласно преданию, сам Илья Муромец заложил в её основание три огромных дуба, которые сам же вырвал и принёс, – так Илия замаливал грех своего деда-язычника, который однажды в гневе разрубил икону. Из-за этого тяжкого греха страшное проклятие пало на весь род – мальчики стали рождаться калеками. Ильюшенька тоже родился калекой, был «сиднем», то есть парализованным – до 33 лет не владел ногами. Всем родным думалось, что нужно смириться мальчику с горькой судьбой… Но днём и ночью молился он об исцелении…

 

Однажды, накануне праздника пророка Илии, в дом вошли «калики перехожие» (нищие странники) и попросили принести им воды. Илья объяснил, что не может ходить, ибо «ноги не держат», но старички настойчиво повторили просьбу. И Илья, впервые за столько лет неподвижности, неожиданно для самого себя встал на ноги и… пошёл за водой к колодцу. Обыкновенная вода, которую Илья сам испил по совету калик, стала для больного «живой водой», ибо он, почувствовав в себе небывалую «силушку молодецкую», исцелился.

 

   

Вне всякого времени смотрят на нас с картины Васнецова «Богатыри» – Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Образы былинных героев, ставших олицетворением могучих защитников Древней Руси, художник наделил исконными чертами русского характера: храбростью, святоотеческой мудростью и бесконечной любовью к родной земле. И для Васнецова совсем было не важно, что богатыри эти, воплотившие в себе героическое прошлое и великое будущее русского народа, на самом деле никогда не встречались друг с другом, так как их разделяли века: Добрыня Никитич жил в X веке, Алёша Попович – в XIII-м, а Илья Муромец – в XII-м. Важно было другое: найти «связующую нить» поколений, преемственность и духовное родство защитников родной земли.

Самым могучим среди трёх богатырей художник изобразил Илью Муромца. Былины описывали его как человека исполинского роста, очень крепкого телосложения, с русыми кудрями и бородой с проседью. Именно такого «русского богатыря» Васнецов увидел сначала в крестьянине Владимирской губернии Иване Петрове, а потом – в извозчике, которого художник встретил в Москве и уговорил позировать. Однако мало кто знал, что былинный богатырь, прославившийся в веках своими многочисленными подвигами, – не мифическая, а историческая личность.

Илия Муромец-Чобиток (Чеботок)

Некоторые исследователи считают, что прототипом былинного персонажа является богатырь «Чобиток», который принял монашество и под именем преподобного Илии Муромца был причислен в 1643-м году к лику святых в числе 69 подвижников Киево-Печерской лавры.

Прозвище «Чобиток» он получил за то, что однажды отбился от врагов не оружием, а чоботом – то есть сапогом.

Имя Ильи Муромца как исторической личности впервые встречается у Эриха Лясоты – австрийского дипломата, военного деятеля и путешественника, посетившего Киев в конце XVI века. Описывая Печерский монастырь, Лясота сообщил, что в пещерах находятся мощи некоего богатыря «Elia Morowlina», известного в народе под именем Чеботка.

Некоторые исследователи полагают, что былинный Илья Муромец и богатырь Илья Чеботок – это два разных человека, а объясняют «путаницу» очень просто: со временем, мол, произошло смешение преданий об Илье Муромце со сказаниями об Илье Чобитке.

 

Илья Муромец фигурирует в киевском цикле былин: «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Илья Муромец и Идолище Поганое», «Ссора Ильи Муромца с князем Владимиром», «Бой Ильи Муромца с Жидовином». После чудесного исцеления начались многочисленные подвиги Ильи Муромца, самым известным из которых стала победа над Соловьём-разбойником, промышлявшим на лесной дороге, ведущей к Киеву.

История лесного бандита не даёт точного определения его происхождения, но есть вероятность, что Соловей-разбойник, «Одихмантьев сын», – тоже реальная историческая личность: «Соловей» – это кличка, так как в старину нередко названия животных и птиц становились персонализированными именами, а разбойник – определение деятельности персонажа.

 

После чудесного исцеления начались многочисленные подвиги Ильи Муромца

По преданию, Соловей-разбойник, которого сравнивали с чудовищем, сидел в гнезде, закреплённом на двенадцати дубах, и поражал округу своим мощным свистом, от которого вековые деревья к земле склоняли верхушки, а люди погибали на месте. Русский богатырь, одолев лесного разбойника, привёз его в Киев на суд князя Владимира, а затем расправился с бандитом.

Когда легенды столетиями передаются от одного поколения к другому, то временные рамки постепенно размываются, а знаменитые персонажи начинают совершать новые подвиги, рождённые фантазией сказителей. Так, например, Илья Муромец, вопреки легендам, никогда не служил князю Владимиру Великому, ибо жили они в разные века. На былинный образ Владимира Красно Солнышко можно смотреть как на «народное отражение нескольких исторических личностей». Илья Муромец, защищая Русь от половцев, жил во времена Владимира Мономаха и был «первый богатырь во Киеве», не знавший поражений.

 

Взяв родительское благословение, богатырь отправился служить именно Владимиру Мономаху:

 

Ой ты, гой еси, родимый, милый батюшка!
Дай ты мне свое благословеньице,
Я поеду во славный стольный Киев-град –
Помолиться чудотворцам киевским,
Заложиться – за князя Владимира,
Послужить ему верой-правдою,
Постоять за веру христианскую.

Получив неизлечимую рану в грудь, он принял монашеский постриг, как поступали в те времена великие воины, заменяя оружие духовным служением. Левая рука у него была пробита колотым предметом. При монастыре он служил в роли «великого плаца», оплакивая павших воинов.

Умер Илья Муромец предположительно в 45 – 55 лет. Был похоронен в Киево-Печерской лавре. В 17 веке его канонизировали.

В 1988-м году Межведомственная комиссия провела исследование мощей преподобного Илии Муромца, находящихся в Антониевых пещерах Киево-Печерской лавры. Результаты всех поразили:

«Это был сильный мужчина, умерший в возрасте 45–55 лет, высокого роста – 177 см. Дело в том, что в XII веке, когда жил Илья, такой рост считался довольно высоким, потому что средний рост мужчины составлял 165 см».

Более того, обнаруженные множественные переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья и меча лишь подтверждали легенды о том, что Илья был храбрым воином, участником жестоких сражений. Да и причиной смерти героя послужил удар острого орудия (возможно, копья) в грудь, сквозь прикрывавшую ладонь левой руки.

А вот документальное свидетельство, оставленное паломником Леонтием, жившим в XVIII веке:

 

«Видехом храброго воина Илию Муромца в нетлении под покровом златым; ростом – яко нынешние крупные люди; рука у него левая пробита копием, язва вся знать (видна), а правая изображена крестным знамением».

Но более всего учёных, проводивших исследование мощей, поразил тот факт, что Илья действительно долгое время не мог ходить! По их заключению, «он пережил тяжёлое заболевание костей, которое и стало причиной паралича ног». Учёные подтвердили, что костная ткань этого человека восстановилась абсолютно чудесным образом. Более того, по их заключению, после 30 лет преподобный Илия Муромец вёл активный образ жизни, что полностью соответствует былинам.

Учёные подтвердили, что костная ткань этого человека восстановилась абсолютно чудесным образом

В Киево-Печерской лавре придерживаются предположения, что Илия Муромец принял монашеский постриг в Феодосиевом монастыре (ныне Киево-Печерская лавра), заменив «меч железный мечом духовным», после тяжёлого ранения. Постриг, как предполагается, пришёлся на время игуменства преподобного Поликарпа Печерского (1164–1182). Отсутствие же упоминания жития преподобного Илии в Киево-Печерском патерике может свидетельствовать лишь о том, что в иноческих подвигах святой воин провёл не так много времени.

В Киево-Печерской лавре; честные останки пока ещё пребывают в так называемых «ближних пещерах», но доступ верующих к ним сегодня закрыт под предлогом «проверки сохранности культурных ценностей». А по последним данным Службы внешней разведки России мощи прп. Ильи Муромца и другие святыни власти Украины планируют вывести в Европу: под предлогом «спасения от российских ракетных ударов» уже договорились о передаче с сотрудниками музеев Италии, Франции, Германии и Ватикана.

Сейчас в Спасо-Преображенском монастыре г. Мурома стоит кенотаф – малое символическое погребение из дерева. Фигура богатыря вырезана из дерева, но в металлическом слепке кисти левой руки хранится под стеклом его нетленный палец. Ему молятся об оздоровлении опорно-двигательного аппарата. И сегодня продолжает Илья Муромец служение православным христианам – от святых мощей его, частично находящихся в Киево-Печерской лавре и в Спасо-Преображенском монастыре города Мурома, происходят исцеления от тяжких недугов, ибо «дивен Бог во святых Своих!» (Пс. 67, 36).

Нависая громадой над набережной и рекой, стоит еще более величественный памятник Илье Муромцу работы скульптора Вячеслава Клыкова. Богатырь в полном боевом облачении правой рукой поднимает огромный меч, а левой прижимает к груди крест.