Поручиковская сельская библиотека - филиал № 35

Фатих Камалетдинович Сайфи, Сегодня -юбилей -135 лет.

Фатих Камалетдинович Сайфи (1888-1937) больше известен как Фатих Сайфи-Казанлы. Вплоть до сегодняшнего дня эта в общем-то незаурядная личность мало привлекала внимание исследователей. Только с 1960-х гг. в периодической печати начинают появляться небольшие заметки, касающиеся в большей степени его биографии, и лишь отчасти — его литературной деятельности. Между тем в Центральном государственном архиве историко-политической документации и Национальном архиве Республики Татарстан отложилось немало документов, отражающих жизненный путь и творчество Ф. К. Сайфи и не введенных пока в научный оборот.

Фатих Камалетдинович Сайфи родился 22 марта 1888 г. в д. Карамалы-Исанбаево Спасского уезда Казанской губернии (ныне Алькеевский район Республики Татарстан) в семье крестьянина

В 1891 г. семья из-за возникшего голода была вынуждена покинуть деревню и обосноваться в Казани. Здесь Фатих успешно окончил казанскую русско-татарскую начальную школу при Усмановском медресе.

А затем продолжил обучение в медресе «Мухаммадия». Окончив медресе, с 1904 по 1906 г. Ф. К. Сайфи работал учителем истории и географии в д. Яхшыбай Мензелинского уезда Казанской губернии.

«Какова конечная цель мектебе и медресе?» Основными целями мектебе считалось «обучение мусульманских детей чтению и письму, познакомить их с установлениями Ислама, воспитать в них высокую нравственность и указать им пути к достижению земного и небесного благополучия и тем самым содействовать миру и спокойствию государства». Что касается медресе, то его основными целями, по решению совещания, считалось «подготовка муэдзинов, имамов, хатибов, факихов,

улемов, мударрисов, мугаллимов, казиев и муфтиев, знакомых с требованиями времени, так и с науками веры и жизни, чтобы иметь возможность указывать пути и другим»

Такое единодушие в идеологически разношерстном татарском

обществе, в первую очередь, означало озабоченность различных слоев

татарского общества судьбой системы образования. С одной стороны,

все прекрасно понимали необходимость если не кардинальных, то

значительных изменений в этой сфере. А с другой, их настораживало

то, что именно правительство предпринимало решительные попытки в

реформировании системы образования. Татарские интеллектуалы пре-

красно понимали, что для татар именно система образования является

основой воспроизводства духовных ценностей в обществе и поэтому

кардинальные преобразования в этой сфере требовали большой ответственности и осторожности. Как обратила внимание газета «Юлдуз»,

«ни государство, ни общество не создали ничего подобного, что могло

бы заменить мусульманские учебные заведения. По этой причине дело

касается не только представителей духовенства, но и как национальная проблема, всей системы образования. Вот почему мусульманское

общество и придает особое значение идее реформирования конфессиональных учебных заведений»

Педагог и общественный деятель Фатих Сайфи это объяснял тем, что «когда мектебы были плохи, а в медресе не было порядка, тогда и правительство не обращало на них никакого внимания и предоставляло их самим себе. Оно начало придавать значение нашим мектебам и медресе только в последнее время, когда мы заговорили о необходимости их преобразования и, исправив программы преподавания, начали в некоторых мектебы и медресе обучать кроме вероучения и кое-каким необходимым для жизни дисциплинам»[7]

 а затем вновь вернулся в Казань. Здесь он занялся общественно-политической деятельностью, впервые взял в руки перо и написал свои первые сценические произведения, рассказы и критические статьи.

С 1906 по 1917 г. Ф. К. Сайфи сотрудничал с журналами и газетами Казани и Уфы. Он печатал свои статьи в газетах «Йолдыз» (Звезда), «Тормыш» (Жизнь), журналах «Аћ» (Сознание), «Ялт-Йолт» (Сверкание), «Мђктђп» (Школа), «Ак юл» (Светлый путь).

 Осенью 1915 г. Фатих Сайфи со своей женой уезжают в Уфу. Здесь с 1915 по 1917 г. Ф. К. Сайфи вместе с Г. Г. Ибрагимовым преподавали историю в медресе «Галия».

 Одновременно, с 1915 по 1916 г., он работал техническим секретарем в журнале «Мђгълњмат» (Известия)

 Февральскую революцию 1917 г. Ф. К. Сайфи и Г. Г. Ибрагимов встретили в Уфе. Уже в первые дни они начали издавать газету «Ирек» (Свобода), носившую ярко выраженный проэсеровский характер, которую распространяли среди татарского и башкирского населения.

 После Октябрьской революции 1917 г. Ф. К. Сайфи активно участвовал в реализации проекта штата «Идель-Урал», будучи помощником секретаря Коллегии по осуществлению Урало-Волжского штата. (известно, что 28 марта 1918 г. коллегия была ликвидирована, а 1 апреля были арестованы, но впоследствии освобождены, ее руководители).

 В январе 1918 г. Ф. К. Сайфи возвратился в Казань и поступил на работу в Центральный мусульманский комиссариат, который возглавлял М. М. Вахитов.

Параллельно с этим он продолжал сотрудничать с местными газетами «Эш» (Труд), «Кызыл Армия» (Красная Армия). В 1919-1920 гг. он был ответственным секретарем журнала «Кызыл Шђрык» (Красный Восток).

 В годы Гражданской войны Ф. К. Сайфи преподавал историю и общественные науки в Татарском педагогическом техникуме им. К. Насыри и на военно-политических курсах по подготовке офицерских кадров для нужд Красной Армии.

 В 1921-1923 гг. он был членом коллегии Татнаркомпроса и начальником Главного управления социального воспитания и политехнического образования (Главсоцвос) Татнаркомпроса.

В 1923-1925 гг. Фатих Сайфи работал ответственным редактором газет «Кызыл Татарстан» (Красная Татария) и «Крестьян гђќите» (Крестьянская газета). Параллельно с работой в редакции газеты «Кызыл Татарстан» исполнял обязанности члена коллегии Народного комиссариата земледелия ТАССР в должности заместителя наркома.

 С 1925 г. Ф. К. Сайфи начинает активно пропагандировать перевод татарского письма с арабской графики на латиницу. 8 апреля 1926 г. на VI съезде Советов ТАССР было организовано общество «Яћалиф». Председателем общества стал Ф. К. Сайфи. Цель общества заключалась в разработке научных основ нового татарского алфавита и его распространении. Общество издавало свой ежемесячный журнал «Яћалиф» (Новый алфавит), ответственным редактором которого до 1929 г. был Ф. К. Сайфи.

В 1929 г. Ф. К. Сайфи перешел в основном на преподавательскую и научно-исследовательскую работу в высших учебных заведениях республики. В 1929-1935 гг. он работал доцентом кафедры истории СССР в Восточном педагогическом институте, откуда был уволен с формулировкой «за протаскивание националистических, антипартийных установок».

 Параллельно в 1931-1933 гг. Ф. К. Сайфи преподавал историю народов СССР в Татарском коммунистическом университете.

Причиной увольнения из последнего вуза стала усиленная работа над диссертационным трудом «История татарской общественной мысли в ХIХ веке».

 К сожалению, о судьбе этого труда ничего неизвестно. Он не был опубликован и, видимо, в связи с последующим арестом автора был навсегда утрачен. В 1935 г. были изъяты из обращения как «контрреволюционно-вредительские» 12 книг Ф. К. Сайфи, большей частью литературные произведения и труды по истории.

18 сентября 1936 г. Ф. К. Сайфи арестовали по делу «контрреволюционной троцкистко-националистической территориальной организации» и «вредительской деятельности на культурном фронте».

Его заключили в тюрьму и подвергли многочасовым допросам. Ситуация резко ухудшилась после февральско-мартовского пленума ЦК ВКП(б) 1937 г., когда следственные органы начали проводить очередную грандиозную чистку. 3 августа 1937 г. Ф. К. Сайфи приговорили к высшей мере наказания. Приговор был приведен в исполнение через два дня (по другим сведениям, в тот же день) 16. Так трагически закончилась жизнь этого выдающегося человека. Ф. К. Сайфи был реабилитирован как невинно осужденный только 4 марта 1958 г.

 В 2008 г. в связи с 120-летием со дня рождения Ф. К. Сайфи был включен в календарь знаменательных дат Национальной библиотеки Республики Татарстан. В родной деревне Ф. К. Сайфи Карамалы Алькеевского района РТ появилась улица, носящая его имя.

 Ф. К. Сайфи за свою не очень продолжительную, но активную жизнь написал более 50 работ, различных по содержанию, проблематике и значимости. Наиболее зрелые и аналитические его труды не утратили своего научного значения и в наши дни. В то же время у него есть работы конъюнктурные, резко политизированные — они представляют ценность в качестве исторического источника.

 В творческом наследии Ф. К. Сайфи, как и многих других историков и писателей того времени, можно выделить два основных периода: до и после Октябрьской революции. Работ Ф. К. Сайфи, изданных до 1917 г., немного. В основном это литературные произведения и статьи в различных татарских журналах и газетах, в которых затрагиваются вопросы просвещения татарского населения Казанской губернии. Установить авторство публикаций сложно, ввиду того что в этих периодических изданиях большинство статей публиковалось анонимно. Пик творчества автора пришелся на 1920-е гг., когда была издана основная часть его трудов. Некоторые работы Ф. К. Сайфи переиздавались по несколько раз при его жизни, но после смерти больше не публиковались, кроме сборника избранных литературных произведений Ф. К. Сайфи под редакцией Х. Хисматуллина, изданного в 1960 г.

 Отношение к Фатиху Сайфи как со стороны современников, так и со стороны потомков не было однозначным. Он не сумел стать «своим» для большевиков, о чем свидетельствует публикуемый ниже документ. А в памяти потомков он часто фигурировал как «предатель, продавшийся большевикам». Но не стоит забывать, что Фатих Сайфи жил и творил в бурную историческую эпоху. Противоречия и трагедии того времени нашли своеобразное преломление в его судьбе и творчестве. Сегодня он остается для нас самобытным исследователем, выдающимся педагогом, общественным деятелем, человеком, преданно служившим своему народу.