Поручиковская сельская библиотека - филиал № 35

Фатхи Бурнаш.«Цикл ЖЗЛ» (Жизнь замечательных людей) Январь.

Фатхи Бурнаш. 1917-1918 гг.

Имя при рождении:  

Фатхелислам Закирович Бурнашев

Дата рождения:

1 (13) января 1898(1898-01-13)

Место рождения:       

с. Полевые Бикшики ныне Батыревский район Чувашии

Дата смерти:     

1 августа 1942(1942-08-01) (44 года)

Место смерти:  

Куйбышев

Род деятельности:     

драматург поэт публицист

Фатхи Бурнаш (тат. Фәтхи Бурнаш; настоящие имя и фамилия - Фатхелислам Закирович Бурнашев (тат. Фәтхелислам Закир улы Бурнашев); (1 (13) января 1898, с. Полевые Бикшики, - 1 августа 1942, Куйбышев) - татарский советский драматург, поэт, прозаик, публицист, переводчик, театральный деятель.

Биография

Отец большого семейства (одиннадцать детей) Закир – выходец из крестьян. Он учился в медресе в деревне Азимово Касимовского уезда, входящего сегодня

в Рязанскую область. Зимой учился, а летом, чтобы заработать на пропитание на долгие зимние месяцы, ходил бурлаком на Волге. Вскоре в деревне распространяется слух о его «учёности», и он выбирается на сельской сходке муллой. Но Закира больше тянуло к земле, его крестьянскую душу обязанности религиозного служителя не удовлетворяли, да и знаний было недостаточно.

И в 1907 году он оставил должность муллы и вернулся к простому крестьянскому труду.

Хотя жизнь Закир-ага была трудной (к тому же у него

было слабое здоровье), он старался дать своим детям

образование. В 1907 году Фатхелислама и его младшего брата Вафу он пристроил в знаменитое медресе «Мухаммадия» в Казани, но в дальнейшем не смог помогать им ни деньгами, ни продуктами. Поэтому мальчишки должны были сами позаботиться о себе. Фатхи, например, несколько лет учительствовал в казахских степях,

работал поварёнком на Макарьевской ярмарке.

Невероятные и вместе с тем привлекательные события знаменитой ярмарки, особенно зрелища, балаганные представления, устраиваемые передвижными театральными и цирковыми труппами, оставили первые неизгладимые следы в душе впечатлительного подростка. Видимо, они и разбудили у Фатхи первый интерес к сцене да

и вообще к литературному творчеству. И шакирд начинает всерьёз интересоваться музыкой, сценой, литературой.

В то время в «Мухаммадии» несколькими классами ниже учился и будущий народный писатель Татарстана Наки Исанбет. Он вспоминает, что Фатхи очень увлечённо читал произведения русских и зарубежных классиков, особенно Шекспира, но самым любимым писателем его был и оставался Габдулла Тукай.

В эти годы особую популярность завоёвывает театральная труппа «Сайяр» («Передвижник»), спектакли которой очень привлекали шакирдов, в том числе и молодого Фатхи Бурнаша. Он со своим братом Вафой посещал почти каждый спектакль труппы, который проходил в те годы в здании «Большого театра». Порядки в медресе были жёсткими, поэтому риск для молодых

шакирдов был большой. Но всё же они, пускаясь на разные хитрости, умели уходить из-под надзора дежурных по медресе, проникали в театр, занимали места на самой верхней галёрке (они сами её называли – «чарлак») и с большим интересом и удовольствием наблюдали за игрой любимца казанских театралов Габдуллы Кариева. Несмотря на жёсткие запреты, молодёжь и сама находила

разные возможности для того, чтобы ставить спектакли.

Здесь организатором всегда был Фатхи Бурнаш: сам

писал инсценировки, сам же и ставил их как режиссёр.

О том, что это было не мимолетное увлечение, говорит и другой факт. Именно в эти годы в медресе начали создаваться литературные кружки, выпускались рукописные журналы. «В 1914–1915 годах шакирдами Фатхи Бурнашем и Наки Исанбетом, которые учились в Казани в

медресе «Мухаммадия», выпускались различного рода рукописные литературные, сатирические журналы, – пишет поэт Мустафа Нугман, специально изучавшийэту проблему. – На их страницах, наряду со статьями о жизни шакирдов, о молодёжных движениях, уделяется место и некоторым литературным произведениям, которые отражали стремление молодёжи испытать себя

на творческом поприще». Первые стихотворения, эпиграммы Фатхи Бурнаша, помещённые в них, показывают, что молодой автор целиком находится под влиянием творчества Габдуллы Тукая.

Большая любовь к народному поэту сопровождает

и согревает душу Фатхи Бурнаша на протяжении всей

жизни, которая нередко ставит его в трудное положение.

...Утро 15 (2) апреля 1914 года. После первого звонка

шакирды «Мухаммадии» собираются в самой большой аудитории. Свыше 400 шакирдов – перед каждым из них Коран или иная религиозная книга. Когда у дверейстановятся сторожа, книги закрываются. Это – траурное заседание, посвящённое годовщине смерти Габдуллы Тукая. Его открывает Ф. Бурнаш, он произносит речь о великом поэте. Затем звучат воспоминания о любимом поэте, читаются его стихи и поэмы, а шакирды читают свои произведения, посвящённые Габдулле Тукаю.

Это событие не остаётся без последствий: оно вызывает большой скандал, дело доходит до полиции. Становится известным, что организатором траурного заседания был Ф. Бурнаш, и начинаются его преследования. Дело кончается тем, что Фатхи был вынужден прервать учение в медресе, и в 1915 году он покидает его.

Хотя Ф. Бурнаш и получил уже достаточно прочное

религиозное образование, он не ограничивается этим.

В 1916 году, самостоятельно подготовившись, он сдаёт экзамен в Учительской семинарии в Казани и получает аттестат. В 1919 году Ф. Бурнаш посылает из Симбирска в Казань заявление с просьбой выдать копию аттестата и получает ответ:

Согласно Вашему прошению от 13/1 1919 года о выдаче Вам копии со свидетельством о выдержании Вашего экзамена на звание учителя русско-татарских начальных школ, канцелярия Казанской Учительской Семинарии№ 4 посылает Вам таковую за № 128 (29/1 1919)».

Этот документ, который ныне хранится в личном архиве писателя, даёт его владельцу право преподавать в русско-татарских начальных школах. И действительно,

Ф. Бурнаш до середины 1917 года работал учителем.

Литературные увлечения Фатхи Бурнаша, начавшиеся

со стихотворений и эпиграмм в рукописных журналах в период учёбы в медресе «Мухаммадия», всё больше расширялись и приобретали более самостоятельное творческое

направление. Молодой поэт общается с артистами, близко знакомится с руководителем и режиссёром труппы «Сайяр» Габдуллой Кариевым, и это знакомство в дальнейшем перерастает в крепкую дружбу. По его просьбе в 1914 году Ф. Бурнаш переводит на татарский язык для «Сайяр» драму

известного русского писателя С. А. Найдёнова

«Дети Ванюшина», которая вскоре была поставлена. В это же время пишет пьесу «Дочь араба Лейля (Зубейда)».

Всё это вдохновило Фатхи Бурнаша на написание оригинальных сценических произведений. В 1914 году он пишет драму «Язмыш» («Судьба»), в 1915 году – драму «Сукбай» («Бродяга»), в 1916 году – пьесу «Саташкан кыз» («Безумная девушка»). В то же время он растёт и как поэт: его поэмы «Авылда» («В деревне»), «Дулкыннар арасында» («Среди волн»), «Коркыт» («Коркут»), «Казак кызы» («Дочь казаха») и другие печатались в

1914–1916 го дах в журнале «Аң» («Сознание»).

В 1919 вступил в РКП (б). Как писатель и общественный деятель раскрылся после Октябрьской революции. Был организатором и редактором ряда татарских газет и журналов, в том числе, журнала «Чаян» (Скорпион).

Ф. Бурнаш был избран в Татарский ЦИК. В 1927-1928 был директором Театра им. Камала (ныне Татарский академический театр имени Галиаскара Камала, Казань). Выступал в печати по вопросам театрального искусства.

Арестован 24 августа 1940 года («не боролся с а/с идеологией в Татиздате, связь с султангалеевщиной, участник к/р организации»). Осужден Верховным судом ТАССР 24 января 1941 года по ст. 58-2, 58-10 ч. 1, 58-11. Приговор: 10 лет лишения свободы, поражение в правах на 5 лет, конфискация имущества. Осужден повторно Особым совещанием НКВД СССР 15 июня 1942 года, расстрелян 1 августа 1942 года в Куйбышеве. Реабилитирован в 1957 году.

В официальных изданиях до 1988 года в качестве даты смерти указывался 1946 год.

Творчество

Фатхи Бурнаш - автор драматических и лирических произведений, которые обогатили татарскую художественную литературу и театр.

Литературную деятельность начал в 1914. Написал свыше 20 пьес. Из его ранних произведений известность получили романтическая трагедия «Тахир и Зухра» (отдельное издание 1920) и драма «Яшь юряклярь» (Молодые сердца) (отдельное издание 1920).

В своём творчестве автор отразил эпоху крепостного права, империалистическую и гражданскую войны, показал строительство социалистического государства. Пьесы Ф. Бурнаша ставились в татарских театрах Казани, Астрахани, в башкирских театрах. До сих пор сохраняются в репертуаре театров Татарстана.

Лучшими его драматическими произведениями являются:

«Хусаин Мирза» (постановка 1922)

«Камали Карг» (Старик Камали) (постановка 1925),

«Ташлан-дыклар» (Выброшенные),

«Адашкан-Кез» (Заблудшая девушка) (1928),

«Тётя Хатиря» (1929),

«Ткачиха Асма» (1932),

«Лачыннар» (Соколы) (героическая драма, 1934)

«Единоличник Ярулла» (1940) и др.