Поручиковская сельская библиотека - филиал № 35

Курчатов Игорь Васильевич, «Цикл ЖЗЛ» (Жизнь замечательных людей) Январь.

Российский физик, организатор и руководитель работ по атомной науке и технике в СССР Игорь Васильевич Курчатов родился 12 января 1903 года (30 декабря 1902 года по старому стилю) в поселке Симский завод, Уфимской губернии (ныне город Сим, Челябинская область).

Его отец работал помощником лесничего по лесо- и землеустройству, а позже землемером-землеустроителем. За работу землеустроителем в Таврической губернии получил дворянское звание (до 1908 года), был репрессирован в 1924 году.

Мать Игоря Курчатова до замужества работала учительницей. Курчатовы в 1908 году переехали в Симбирск (ныне Ульяновск), а в 1912 году – в Крым, в Симферополь.

Семья бедствовала, поэтому Игорь Курчатов одновременно с учебой в Симферопольской мужской казенной гимназии окончил вечернюю ремесленную школу, получил специальность слесаря и работал на небольшом механическом заводе.

В 1920 году он окончил с золотой медалью гимназию и поступил на математическое отделение физико-математического факультета Таврического (ныне Крымский) университета, в котором с 1922 года вел научную работу.

В 1923 году Игорь Курчатов досрочно и с отличными успехами окончил высшее учебное заведение и уехал в Петроград (с 1924 года – Ленинград, с 1991 года – Санкт-Петербург), где решив продолжить образование, поступил в Петроградский политехнический институт (ныне Санкт-Петербургский государственный политехнический университет) на третий курс кораблестроительного факультета.

Одновременно он начал работать в Главной геофизической обсерватории в Слуцке (ныне Павловск), совмещая учебу с работой. Зимой 1924 года Курчатов выполнил свое первое экспериментальное исследование по измерению альфа-радиоактивности снега. Работа была опубликована в 1925 году в "Журнале геофизики и метеорологии".

В июне 1924 года Игорь Курчатов оставил работу в обсерватории и учебу в институте и выехал в Крым, чтобы встретиться с родными в связи с высылкой отца. В июне-октябре 1924 года он работал на Центральной гидрометеорологической станции Черного и Азовского морей в Феодосии.

В октябре 1924 года переехал в Баку (Азербайджан) и до июня 1925 года работал в должности ассистента при кафедре физики Азербайджанского политехнического института (ныне Азербайджанский технический университет), где выполнил исследования по физике диэлектриков.

С октября 1925 года Игорь Курчатов стал работать в Ленинградском физико-техническом институте (ЛФТИ, ныне – Физико-технический институт имени А.Ф. Иоффе), где началась его научная деятельность под руководством академика Абрама Иоффе. В институте Курчатов проработал до середины августа 1943 года, занимая последовательно должности научного сотрудника первого разряда, старшего инженера-физика, заведующего лабораторией, заведующего отделом.

С 1925 по 1935 год он изучал диэлектрики и полупроводники, исследовал электрические свойства кристаллов. Вместе с Павлом Кобеко открыл явление сегнетоэлектричества (возникновение в определенном интервале температур спонтанной поляризации в кристалле).

В 1934 году за исследования по физике диэлектриков Игорю Курчатову была присуждена ученая степень доктора физико-математических наук без защиты диссертации, в 1935 году – звание профессора.

В конце 1932 года он был назначен на должность заместителя руководителя особой группы, занимавшейся исследованием радиоактивности и ядерных превращений, а с мая 1933 года – заведующим отделом ядерной физики. Исследования Курчатов начал с разработки ускорителей заряженных частиц, способных осуществлять ядерные реакции, участвовал в проектировании и сооружении высоковольтных установок в Харьковском физико-техническом институте.

С 1937 года возглавлял циклотронную лабораторию в Радиевом институте (ныне Радиевый институт им. В.Г. Хлопина), в котором под его руководством был запущен первый в Советском Союзе циклотрон. В 1939 году Курчатов руководил сооружением и запуском в 1941 году циклотрона в ЛФТИ, который в то время был самым крупным в Европе.

В эти годы ученый занимался исследованием реакции захвата нейтронов легкими и среднетяжелыми ядрами, открыл явление ядерной изомерии (явление, при котором вещества, имеющие одинаковую молекулярную формулу, различаются между собой физическим и химическими свойствами) у искусственных радионуклидов (1935, совместно с другими), изучал процессы внутренней конверсии, процессы замедления нейтронов в воде, углероде и кислороде, захват нейтрона протоном (совместно с Львом Арцимовичем), резонансное поглощение нейтронов ядрами.

С 1939 года Курчатов возглавил первые в СССР работы по исследованию деления ядра урана. Кроме того, он участвовал в работе межинститутских ядерных семинаров, сам создал и вел такой семинар в ЛФТИ, был организатором, председателем оргкомитетов и активным участником первых советских конференций по атомному ядру.

В 1941-1943 годах, во время Великой Отечественной войны (1941-1945), Курчатов был научным консультантом в действующей армии, решая проблему размагничивания боевых кораблей с целью противоминной защиты.

В апреле – августе 1942 года он возглавлял броневую лабораторию в Казани, в которой занимался созданием более совершенных материалов для бронезащиты танков и самолетов.

В октябре 1942 года Курчатова привлекли к возобновленным работам по исследованию возможности овладения внутриядерной энергией, которые были прерваны с началом войны, а в феврале 1943 года назначили научным руководителем всех отечественных работ по использованию атомной энергии. На него было возложено научное руководство всеми исследованиями и разработками по этой проблеме, включавшими продолжение фундаментальных исследований по ядерной физике, исследования и разработки по созданию ядерного реактора.

В 1943 году в Москве под руководством Игоря Курчатова была организована Лаборатория № 2 Академии наук (АН) СССР, преобразованная в 1956 году в Институт атомной энергии, с 1960 года – им. И.В. Курчатова (ныне Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт"). Курчатов до 1956 года был начальником лаборатории, а в 1956-1960 годах – директором института.

В рамках атомного проекта Игорь Курчатов занимался физикой уранграфитовых реакторов, разработкой контрольного "метода призм", созданием циклотрона (1944), сборкой и пуском первых в Евразии экспериментального уранграфитового реактора (1946) и промышленного реактора по производству плутония (1948).

Он также руководил созданием на Урале первого отечественного промышленного комбината, производящего плутоний ("Маяк", Челябинск-40, ныне город Озерск), созданием и испытанием первых образцов отечественных атомных бомб плутониевого и смешанного типов (1949, 1951) и водородного (термоядерного) оружия (1953, 1955, совместно с Юлием Харитоном).

В середине 1950-х годов Игорь Курчатов возглавил разработку программы развития атомной энергетики в Советском Союзе, в которой предусматривалось широкое использование атомной энергии для энергетических, транспортных и других народнохозяйственных целей. Он был научным руководителем работ по созданию первого отечественного атомного энергетического реактора (1954, Обнинск, совместно с Николаем Доллежалем), первого в мире атомного ледокола и первой отечественной атомной подводной лодки (1957 и 1958, совместно с Анатолием Александровым), с 1951 года был научным руководителем и непосредственным участником начальных работ по управляемому термоядерному синтезу (совместно с Игорем Головиным).

В 1956 году на международной конференции в британском Харуэлле Игорь Курчатов выступил с докладом, в котором рассказал о выполненных в СССР исследованиях, доказывавших возможность термоядерной реакции в газовом разряде, и предложил зарубежным коллегам сотрудничать в мирном использовании атомной энергии. Его выступление положило начало организации международной программы по термоядерной энергетике.

Игорь Курчатов – инициатор проведения первых Женевских конференций по мирному использованию атомной энергии (1955, 1958), создания Объединенного института ядерных исследований (Дубна, 1956), организации в СССР исследований по радиобиологии и молекулярной генетике, создания в СССР серии ускорительных установок новых классов (Дубна, Ленинград, Новосибирск, подмосковное Протвино), строительства исследовательских реакторов в странах Европы.

Курчатов – инициатор создания ряда новых специализированных вузов (Московского инженерно-физического института (ныне Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ") и других), создания Института ядерной физики Сибирского отделения АН СССР (1958), исследовательских ядерных центров в союзных республиках (Белоруссия, Украина, Казахстан, Узбекистан, Грузия, Армения, Латвия, Литва) и кафедр ядерной физики и научно-исследовательских институтов при вузах СССР.

Игорь Курчатов – академик АН СССР (1943), член Президиума АН СССР (с 1946 года).

Исключительные заслуги ученого перед Отечеством были по достоинству оценены.

Игорь Курчатов – трижды Герой Социалистического Труда (1949, 1951, 1954), лауреат Ленинской (1957) и четырех Государственных (Сталинских) премий (1942, 1949, 1951, 1954). Награжден пятью орденами Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями.

Игорь Курчатов скоропостижно скончался 7 февраля 1960 года. Урна с его прахом помещена в Кремлевской стене на Красной площади в Москве.

Имя Курчатова с 1960 года носит созданный им институт. Именем Курчатова назван город в Курской области, город в Восточно-Казахской области Казахстана – бывший ядерный центр полигона под Семипалатинском, улица в Санкт-Петербурге.

В Москве имя Курчатова носят улица и площадь вблизи Курчатовского института; перед зданием института установлен памятник Курчатову. На территории института в доме, где жил Курчатов, – мемориальный музей.

В 1960 году АН СССР учредила Золотую медаль им. Курчатова, присуждаемую с 1962 года за выдающиеся работы в области ядерной физики и ядерной энергетики. С 1998 года присуждается Российской академией наук.

 5 главных достижений академика Курчатова

Прежде всего академик Курчатов известен миру как создатель советской атомной бомбы. Но это было только начало. Далее ярый проповедник мира искал применение ядерным процессам для жизни, а не для смерти. Впрочем, создание бомбы тоже было спасением жизней советских граждан.

В 1945 году советская разведка доложила, что издана директива Объединенного комитета военного планирования о подготовке бомбардировки 20 советских городов. Она стала основой для плана ядерной войны против СССР "Чариотир", окончательный план нападения назвали "Троян" и наметили массовую атомную бомбардировку СССР на 1 января 1950 года. 29 августа 1949 года советские военные провели испытания своей атомной бомбы, чем остудили пыл США. СССР продемонстрировал готовность адекватного ответа на угрозы США, чем обезопасил себя, но кроме атомного и термоядерного оружия в тех же лабораториях под руководством Игоря Курчатова шли разработки иного рода. "Вечёрка" предлагает вам вспомнить главные достижения гениального физика.

1. Атомная бомба РДС-2

РДС-1 создали под руководством академика Курчатова. Да, она была сделана с помощью данных атомного шпионажа, "срисована" с американской. Что не умаляет заслуги учёного, моментально создавшего на основе разведданных не только ядерный щит державы, но и целую отрасль. Там же, в известном "Арзамасе-16" (теперь - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики), параллельно с изготовлением РДС-1 разрабатывалась атомная бомба собственной конструкции - РДС-2. Её основной заряд был с одним делящимся материалом – плутонием. Бомба получилась вдвое легче, но при том вдвое мощнее американской; её испытали 24 сентября 1951 года.

2. Водородная бомба

С 1945 года в "Арзамасе-16" под руководством Курчатова также разрабатывалась водородная бомба, в 20 раз мощнее атомной. В 1948 году Андрей Сахаров выдвинул основополагающие идеи её конструкции. В бомбе впервые использовали "сухое" термоядерное горючее, это было весомым м технологическим прорывом. Водородную бомбу испытали 12 августа 1953 года на Семипалатинском полигоне. Подрывали её дистанционно с пульта в бункере. Взрывом разрушились кирпичные здания в радиусе 4 км, мост со 100 тонными пролётами отбросило на 200 метров.

3. АЭС

В 1949 году знаменитый физик совместно с коллегой Самуилом Фейнбергом предложил идею конструкции активной зоны реактора атомной станции. Идею воплотил главный конструктор Николай Доллежаль, и 27 июля 1954 года в мире запустили первую АЭС - Обнинскую. Сейчас в мире эксплуатируется 443 реактора общей электрической мощностью 377 гигаватт (ГВт). В России действует 32 энергоблока (23 ГВт). Одна АЭС может состоять из двух или даже нескольких энергоблоков, каждый из них считается отдельной энергопроизводящей единицей. В настоящее время в мире строится ещё 62 блока (64 ГВт), из них 10 блоков (9 ГВт) в России.

4. АПЛ

В конце 1940-х - начале 1950-х Курчатов приступил к созданию первой в СССР атомной подводной лодки. Её спустили под воду для испытаний в 1958 году, а в октябре 1962 года назвали "Ленинским комсомолом". Только что Российский подводный флот пополнился тремя атомными субмаринами — двумя стратегическими ракетоносцами проекта 955 "Борей" и одной многоцелевой АПЛ проекта 855 "Ясень". Госпрограмма вооружений до 2020 года предполагает построить и передать ВМФ ещё восемь ракетных подводных крейсеров стратегического назначения — три "Борея" и пять "Бореев-А" с комплексом "Булава". Это субмарины 4-го поколения, такая АПЛ может нести 16 межконтинентальных баллистических твердотопливных ракет "Булава". Длина новейшей АПЛ 170 м, ширина — 13,5 м, субмарина погружается до 450 м.

5. Академик Курчатов придумал атомные установки на корабли, а в 1959 году появился первый в мире ледокол-атомоход "Ленин". Огромное преимущество атомохода - сжигаемое за рейс топливо измеряется не тысячами тонн, как у ледоколов другого типа, а килограммами. Мощь атомоходов колоссальная. Сейчас только у России есть целый флот ядерных гигантов: "Советский Союз", "Россия", "Таймыр", "Вайгач", "Ямал" и крупнейший в мире - "50 лет Победы". Их величественной, но обыденной работой стало прокладывание судам пути в почти трёхметровой ледяной мерзлоте. Стальные силачи семнадцати метров роста и полторы сотни метров в длину оставляют за собой широкие "дороги" для судов с грузами. Случается им и спасать корабли, зажатые во льдах. Россия строит ещё два ледокола нового поколения, которые будут мощней нынешних на 20 % и смогут работать без перезагрузки топлива 10 лет (нынешние - 5-6 лет).