Поручиковская сельская библиотека - филиал № 35

Леонид Гайдай

Неизвестный Гайдай: семь фактов о самом народном советском комедиографе.

Леонид Гайдай – знаковое имя в истории отечественного кинематографа. Более того, сами словосочетания “гайдаевский юмор”, “гайдаевская комедия” уже прочно вошли в русский язык и стали синонимами целого стиля, богатого на эксцентрику, музыкальность и моментально узнаваемых персонажей. Сегодня мы представляем вам семь малоизвестных фактов биографии Леонида Гайдая, которые, возможно, откроют вам новые грани жизни и творчества прославленного комедиографа.

Факт 1

Сегодня это прозвучит как минимум удивительно, но после первого семестра учебы во ВГИКе Леонида Гайдая отчислили с формулировкой “за профнепригодность”. Впрочем, современники режиссера вспоминают, что реальной причиной отчисления были острые шутки Гайдая, в том числе над преподавателями – в своей вездесущей сатире он был беспощаден. Узнав об отчислении, будущий комедиограф не стал мириться с произошедшим и тут же принялся добиваться справедливости у руководства института, и вскоре его восстановили – правда, с испытательным сроком. Надо сказать, что в этом деле ему существенно помог его ВГИКовский наставник Григорий Александров – будучи одним из ведущих советских комедиографов-эксцентриков, он не мог не видеть огромный творческий потенциал своего студента.

Факт 2

Кадр из к/ф "Ляна" (реж. Б. Барнет). Слева - Леонид Гайдай

Впрочем, если Александров сразу разглядел в Гайдае режиссерский дар, то многие другие кинематографисты воспринимали его в первую очередь как комедийного актера. Так, в 1955 году Гайдай сыграл одну из главных ролей в фильме “Ляна” классика советского кино Бориса Барнета, появившись на экране в образе деревенского паренька Алеши. Надо сказать, что эта работа стала самым продолжительным появлением будущего режиссера в кадре – в своих собственных лентах он играл исключительно эпизодические роли. На съемках “Ляны” Гайдай также проходил режиссерскую практику, а его коллегой в этом деле был еще один будущий метр отечественного кино – Марлен Хуциев. Впрочем, в актерах Гайдай задержался ненадолго и уже на следующий год снял свою первую картину “Долгий путь” – правда, сегодня трудно поверить, что ее автором был будущий классик советской комедии, поскольку в жанровом отношении эта лента представляет собой историческую драму о жизни ссыльных в Сибири.

Факт 3

Кадр из к/ф "Жених с того света"

По совету автора сценария “Долгого пути” Михаила Ромма в 1958 году Гайдай взялся за постановку своей первой комедии – “Жених с того света”. История о советском бюрократе, “похороненном” по документам и безуспешно пытающемся доказать окружающим, что он жив, получилась остроумной и злободневной, однако “наверху” она вызвала настоящий скандал. В результате многочисленных цензурных правок полнометражная лента была сокращена настолько, что превратилась в короткометражную, а ее острая сатирическая направленность уступила место безобидной иронии. В качестве “исправления” Гайдаю пришлось снять идеологически “правильную” ленту “Трижды воскресший” по пьесе Александра Галича – впоследствии сам режиссер не раз признавался, что считает ее творческой неудачей.

Факт 4

Главный талисман Леонида Гайдая - черная кошка, которая появляется во многих его фильмах

В это трудно поверить, но, будучи автором блистательных комедий, в жизни Гайдай был отнюдь не самым веселым и улыбчивым человеком. По воспоминаниям современников, режиссер нередко выглядел серьезным и даже хмурым, а развеселить его было под силу далеко не каждому. Более того, известно, что на съемках Гайдай запрещал актерам смеяться над шутками, прописанными в сценарии, боясь, что из-за этого они потеряют свою “изюминку” и покажутся несмешными зрителю. Надо сказать, что великий комедиограф вообще был очень суеверным человеком – перед началом съемок очередного фильма он всегда разбивал тарелку на счастье (и даже мог перенести съемки, если тарелка не разбилась с первого раза) и считал своим талисманом черных кошек, которые появляются в большинстве его фильмов.

Факт 5

Леонид Гайдай на съемках

Несмотря на то, что за десятилетия работы в кинематографе Гайдай стал настоящим классиком комедии, он не раз признавался, что всю жизнь мечтал сменить жанр и поставить психологическую драму или даже трагедию. В последние годы жизни режиссер вынашивал идею экранизировать “Идиота” Ф. М. Достоевского, однако этот замысел так и остался нереализованным. К сожалению, сегодня трудно представить, как бы сложился творческий путь Гайдая, если бы он сумел раскрыть другие грани своего режиссерского таланта, однако мы не сомневаемся, что из него получился бы не менее разножанровый мастер, чем, скажем, Эльдар Рязанов.

Факт 6

Кадр из к/ф "На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-Бич опять идут дожди", в котором Леонид Гайдай исполнил эпизодическую роль сумасшедшего игрока в казино

Друзья и коллеги Гайдая нередко отмечали, что режиссер был заядлым игроком, страстным любителем карт, рулетки и “одноруких бандитов”. Особенно ярко эта его “слабость” проявилась во время работы над его последней картиной “На Дерибасовской хорошая погода, или На Брайтон-бич опять идут дожди” – во время съемок в казино Тадж-Махал в Атлантик-Сити режиссер нередко “пропадал” за рулеткой и игровыми автоматами. Кстати, интересно, что в этой ленте Гайдай забавно обыграл свою страсть к азартным играм – в какой-то момент он на несколько секунд появляется на экране в роли сумасшедшего игрока, которого охрана выносит из казино на руках.

Факт 7

Кадр из последнего телевизионного интервью Леонида Гайдая, 1992 г.

После распада СССР у Гайдая впервые появился реальный шанс снять серьезное драматическое кино – вместе с Аркадием Ининым и Юрием Воловичем режиссер взялся за написание сценария о подводной лодке. Как вспоминала вдова Гайдая Нина Гребешкова, финал ленты должен был быть трагическим, однако, зная, чего ждут от ее мужа зрители, она все же уговорила его сделать концовку оптимистической. Производство ленты должно было стартовать в 1993 году, однако осенью режиссер скоропостижно скончался. Надо сказать, что нереализованная задумка Гайдая могла стать примечательным драматургическом экспериментом, сродни “Гаражу” Эльдара Рязанова – подобных камерных лент, действие которых разворачивается в вынужденно замкнутом пространстве и строится исключительно на диалогах героев, в отечественном кино не так много.