Новоспасская сельская библиотека - филиал № 22

"Русская изба"

Жизнь в русской избе требовала знания многих тонкостей поведения, общения между населяющими её людьми.

Начнем со строительства. Лес рубили только зимой, когда в деревьях не было сокодвижения. Если при рубке деревьев, первые три дерева оказались не годными, к примеру, пустотелыми, кривыми, зависали на соседних деревьях, и их никак не удавалось сбросить, то прекращали валить и возвращались домой.

Когда сруб был полностью готов, и укладывали матицу, на которую стелили потолок, для плотников варили особую кашу. Доски для пола и потолка вытёсывали из брёвен топорами. За счёт того, что при ударе топором верхний слой тёса уплотнялся, такие доски меньше гнили.

В готовый дом первыми запускали домашнюю скотину, полагали, что кто первый войдёт, того первого из этого дома и вынесут. Потом заходили пожилые родители. Сейчас в традиции запустить в новую квартиру маленького котёнка, по замыслу, который уже все забыли, пока кошка жива, другим жителям этой квартиры ничто не угрожает. Помним, кто первый зашёл, того первым и вынесут.

Окна дома воспринимались, как глаза избы, и через них нельзя было заглядывать с улицы.

Вдоль передней стены избы врубали скамью. Здесь были самые почётные места для дорогих гостей. Иногда скамью врубали и вдоль боковой стены. Места здесь тоже почётные, но рангом ниже. А уж на третьем месте были лавки. Их заносили по мере необходимости.

Если в дом пришли сваты, то без приглашения хозяев, они не смеют пройти дальше матицы, тоже самое, когда приходит незнакомец. При обмене кольцами между женихом и невестой, они должны стоять на одной половице, причём невеста ближе к двери, что символизирует её согласие на уход из дома.

Кровать в избе ставили только поперёк половиц, если вдоль, то кого-то дом покинет.

Пол метут только к порогу, причём, если в семье есть больной, то мести запрещено. Может быть и так, что гости слишком долго засиделись и не догадываются, что пора и честь знать, хозяйка берёт веник и начинает пол подметать.

Люлька (зыбка) подвешенная к очепу.

Важное событие в семье – рождение детей. Новорожденных укладывали в подвешенной зыбке, полагали, что оторванность от земли позволяет сохранить ребёнку жизненные силы. Люльку (зыбку) подвешивали к длинному пружинистому шесту. Полагали, что по этому шесту, который называется очеп, дети с неба (потолка) приходят в семью. Шест вырубали в густом берёзовом подросте, раз растут густо, здесь сильнее жизненная сила. Вырубали его так, чтобы берёза не коснулась земли и жизненная сила не вышла из неё. Обрабатывали шест на весу, делали гладким и «детишки по нему легко соскальзывали в семью». Когда же считали, что детей достаточно, то шест меняли, оставляли на нём небольшие сучки, чтоб затруднить скольжение.

Зыбку закрывали пологом, который делали из подола старого материнского платья. Здесь всё понятно. Запрещено было что-то вешать на очеп – роды будут трудными, качать пустую зыбку – ребёнок будет плохо спать, оставлять её открытой – заберётся «зыбочник», будет беспокоить ребёнка.

В избе было одно место, куда даже хозяину не желательно было заходить, это хозяйкин закуток – кухня, а постороннему человеку разрешалось туда заглянуть только с разрешения хозяйки.