Литературная страничка...

«Бесёнок Таша»

      Наташа родилась в Петербурге на Каменном острове 23 мая 1836 года. Родные и близкие люди называли ее Ташей. А за ее непоседливый характер она получила милое прозвище «маленький бесенок».

      Еще до рождения своей последней дочери А.С. Пушкин писал своему другу П.В. Нащокину: «Мое семейство умножается, растет, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать, и старости нечего бояться. Холостяку в свете скучно: ему досадно видеть новые, молодые поколения; один отец семейства смотрит без зависти на молодость, его окружающую. Из этого следует, что мы хорошо сделали, что женились».

      Веселая и озорная девчушка, с которой сложно было справиться взрослым, воспитывалась матерью и няньками. Отца она не помнила - ведь поэт умер, когда его младшей дочери едва исполнилось 8 месяцев.

      Как часто младшая дочь Пушкина Таша напоминала матери отца - своей непреклонностью, упрямством, порывистостью движений и страстностью, гордостью и вспыльчивостью, которые сменялись потом редким добродушием и открытостью, умением задобрить маменьку и очаровать.

      К тому же сходство с отцом было и внешнее. Когда ей уже было сорок лет, с Натальей Александровной познакомился И.С. Тургенев и был поражен их сходством, написав брату, что она как две капли воды похожа на отца. Она поражала современников своей необыкновенной привлекательностью, её называли «экзотически красивой женщиной».

      В юности она была влюблена в князя Н. А. Орлова (1827—1885), страстно её любившего и желавшего на ней жениться, но отец его А. Ф. Орлов не допустил этого брака, считая дочь Пушкина неподходящей невестою для сына.

      В 17 лет приняла предложение от М. Л. Дубельта. Наталья Николаевна - мама Таши, изначально, была против этого замужества. И, как могла, пыталась уберечь младшую дочь от необдуманного шага. Предчувствия матери оправдались. С первых же дней между супругами начались разлады и ссоры, а это и «загубило навек душевный покой матери». Заядлый карточный игрок, Михаил Дубельт промотал все состояние, даже приданое Натальи Александровны. С супругой он был груб и ревнив, во время приступов гнева мог поднять на нее руку. Их жизнь превратилась в сущий кошмар. Через 8 лет, после очередной ссоры с мужем, Наталья Александровна, имея 3-х детей - 2-х дочерей и сына, твердо решила с ним расстаться и тайно сбежала с детьми в Венгрию к своим родственникам.

        Спустя 10 лет, по истечении бракоразводного процесса,  Наталья Александровна перебралась в Германию, где в 1866 году её ждала очередная судьбоносная встреча. С будущим вторым мужем Н. А. Пушкина-Дубельт впервые встретилась в России на одном из балов во время коронации на престол императора Александра II. Принц был покорён ею. Николай Вильгельм и Наталья увиделись вновь в Германии, спустя 10 лет после первой встречи. Вступить в брак с разведенной иностранкой незнатного происхождения наследник не мог, поэтому отказался от прав на престол. 19 августа 1868 года пара обвенчалась.        

       При венчании с Николаем Нассауским (братом герцога Адольфа Нассау) Наталья Александровна получила титул графини Меренберг - по имени одного из графств Нассауского герцогства.

Неравенство общественного положения, 3-е детей, бывший муж - всё это не имело для принца никакого значения.

      Морганатический, то есть, неравный, брак Николая и Натальи был на редкость успешен. Родственники Николая Вильгельма к ней благоволили, что для подобных случаев является весьма редким явлением, однако нельзя было не заметить того, как счастлив был с нею принц.

      Она родила ему сына и двух дочерей. Дворец, где они жили с принцем, её стараниями был превращён в музей. Хозяйку окружала атмосфера любви и почитания. В их дом были вхожи литераторы и музыканты, в галерее собрана богатая коллекция редких картин, садовые цветы знали прикосновение её рук. Она много читала почти на всех европейских языках, путешествовала и, как отец, отлично держалась в седле.

      Более сорока лет своей жизни Наталья Александровна провела в Висбадене, в России бывала редко. Но по-прежнему оставалась «все такой же хорошею, доброю, простою русской женщиною», какой её видели окружающие, и по-прежнему была необычайно красива.

      Прожив всю жизнь за границей, Наталья Александровна не превратилась в иностранку, она хорошо говорила по-русски, любила и ценила все русское, достойно чтила и понимала значение своего отца для России.

      Наталья Александровна приезжала, как и все дети поэта, на открытие памятника отцу в Москву в 1880 году. 

      Умерла графиня в 1913 году во французском городе Канне(ей было 76 лет) в доме дочери - графини Софии Тоби.