Красноборская сельская библиотека - филиал № 1

«Этюды о русской читающей публике»

«Этюды о русской читающей публике» – познавательная страничка.
Никола́й Алекса́ндрович Руба́кин — русский книговед, библиограф, популяризатор науки и писатель.
13 июля 1862 года у ораниенбаумского купца Александра Рубакина родился сын, которому предстояло прожить такие 84 года, в какие вместились самые напряженные и значительные годы истории человечества. Рубакин не оставил после себя мемуаров - ему их было некогда писать. А вспомнить ему было что! Кого только не знал, с кем только не общался этот бывший "купеческий сын"! Ленин и Плеханов, Толстой и Роллан, Красин и Луначарский, Плеве и Азеф...Эпоха, в которую жил Рубакин, была и эпохой величайших технических завоеваний. Он видел рождение века электричества, появление первых автомобилей, первых самолетов, беспроволочного телеграфа, радио, телевидения и многих сотен других изобретений, выражавших человеческий гений и разум, которые прославлял Рубакин. «Этюды о русской читающей публике» – это первая крупная работа Н.А. Рубакина; создана она на огромном материале, полученном в результате личной переписки с разными читателями за 6 лет (1889-1894 гг.); изучения работ, собранных по программе А.С. Пругавина; отчетов библиотек и материалов Санкт-Петербург­ского комитета грамотности. Прошло более 100 лет, но многие приведенные факты и сделанные выводы звучат так, как будто они сделаны сегодня. Он писал:
– о дороговизне книг,
– захудалости библиотек,
– приспособлении к низшим вкусам читателей – смертельной опасности для общества;
– любви не к книге, а переплету, к заполнению красивых книжных шкафов книгами в роскошных и изящных переплетах;
– о школе, которая не насаждает любви к чтению;
– о нравственной обязанности библиотек перед читателями;
– о необходимости учить читать, приохочивать к чтению, о содействии в выборе книг и облегчению пользования ими;
– о том, что библиотека должна показывать читателю хорошие или лучшие книги, а читатель пусть выбирает и идет вперед сам;
– о прогрессивном самовоспитании читателя.