Центральная библиотека

Литературная карта Буинска

Иван Николаевич Юркин-самобытный этнограф и историк, первый профессиональный писатель из чуваша, почетный гражданин города Симбирска (1914 г), почетный член четырех научных обществ России (Казань, Москва, Санкт Петербург, Ульяновск), один из организаторов и первый хранитель(директор) Симбирского губернского краеведческого музея в 1916-1918 годах. Родился 17 марта 1863 года в семье удельного крестьянина деревни Бюрганы Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Республика Татарстан). Окончив сельское удельное училище, желая стать сельским учителем обучался в Симбирской чувашской школе (1876-1880), в Казанской учительской семинарии (1881), из которых он был отчислен за инакомыслие.

Работая с 1882-1926 годы помощником писаря, волостным писарем, бухгалтером, гос. инспектором Симбирского акцизного управления и Ульяновского статистического управления, всю жизнь занимался сбором этнографических материалов, исторических фактов и фольклора народов Поволжья (русского, мордвы, татар, чуваш) языками которых владел в совершенстве. Под руководством казанских профессоров-востоковедов Н.И. Ашмарина, Н.Ф. Катанова, Н.В. Никольского, В.К. Магницкого опубликовал на русском и чувашском языках огромное количество этноматериала (более 150) и издал за свой счет 10 книг. Самыми значимыми трудами И.Н. Юркина считается: «Чуваши», «Старая вера древнего народа» - о дохристианской религии чуваш, благодаря которым мир впервые узнал о кодексе жизни чуваш, спасавших их от вымирания в течении нескольких столетий. «Золотой ключ к разгадке тайн Волжско-Камской Булгарии» - разбор раннебулгарских эпитафий с выявлением чувашизмов Большетарханских надгробий. Прирожденный ум, логика в суждениях, интуиция И.Н. Юркина позволили ему изучить и описать нравы и обычаи некрещенных чуваш не поверхностным взглядом постороннего наблюдателя, не знающего даже языка, а являясь непосредственным участником сложнейших церемоний и обрядов, насильственно вытесненных и уже позабытых в других регионах- как бы высвечивая чувашскую старину изнутри и с любовью. И.Н. Юркин становится признанным этнографом Поволжья. Труды Юркина появившиеся в Российской прессе способствуют признанию самобытной культуры древнего народа русскими учеными, как   части Российской цивилизации. Черты характера: во всем докопаться до корней, любознательность и упорнок самообразование позволили И.Н. Юркину совершенствовать свои познания по истории, этнографии и литературе до уровня людей передовых взглядов ХХ века. Молва о оригинальном исследователе перешагнула Российскую границу. Его трудами интересовались и дали положительную характеристику профессор Софийского Университета И.Д. Шигаманов, венгерские ученые Б. Мункаччи и Д. Месарош. В конце Х1Х, начале ХХ века у чуваша формировалась народная интеллигенция, часть которых с пренебреженгием относилась к языческому прошлому народу, считая его отсталостью и невежеством. И.Н. Юркин своими трудами убедительно отвергал подобное мнение. В царской России его недолюбливали за критику миссионерства, а в Советское время притесняли, порой не печатали за неприятие кровавых переустройств. Когда чебоксарские марксисты обвиняли его в национализме он защищался своим знакомством с В.И. Лениным еще с гимназических лет. Помогало, надолго. Только почтенный возраст спас его от сталинских репрессий. Последние годы своей жизни Юркин жил в Ульяновске, как писал сам: «…Работая исключительно во имя создания чувашской литературы, чтобы пробудить в сознании чуваш необходимости приобщения к культурной жизни». Умер И.Н. Юркин 12 сентября 1943 года, похоронен в Ульяновске.

Творения И.Н. Юркина сохранились. Они хранятся в архивах г.Москвы, Санкт-Петербурга, Чебоксар, Казани, Ульяновска. Им опубликовано 120 очерков, 80 рассказов и 20 повестей. Большая часть рукописей до сих пор не увидели свет. И.Н. Юркина считают отцом современной чувашской литературы (Г. Комиссаров, В.Г. Родионов). Его очерки народного быта и национальных традиций, рассказы и повести в совокупности составляют национальную концепцию самосохранения чуваш в быстроменяющемся мире. «Я явился, чтобы защитить самобытность чувашей». - был девизом его жизни и творчества. В начале ХХ века он становится одним из лидеров национального движения, но его позиция была отвергнута большевиками. Идеи, выдвинутые Юркиным созвучны нашими сегодняшними стремлениями: знать свою неискаженную историю, вести здоровый образ жизни, жить в гармонии с окружающей природой, творить добрые дела и быть толерантным.

Жизнь подсказала, что нужен новый взгляд на жизнь и творчество И. Юркина с позиции сегодняшних реалий. Этот дает возможность глубже и полнее представить современникам отстаиваемые И.Н. Юркиным смыслы, так необходимых для демократизации нашего общества.

В 1997 году по инициативе интеллигенции села, было решено организовать в родительском доме музей его имени. Идею поддержали в Министерстве культуры Чувашской Республики. В Чувашском Государственном Гуманитарном Институте выработали концепцию музея. Директор института А.А. Трофимов, президент ЧНК А.П. Хузангай, вице-президент ЧНК В.П. Станъял согласовали с министром культуры Республики Татарстан М.М. Таушевым статус музея. Сотрудник ЧГГИ Ю.В. Яковлев доставил экспонаты из архива Чувашской Республики и руководил оформлением музея. Частичный ремонт здания произведено силами колхоза «Гигант» Буинского района (председатель колхоза Ф.Ф. Шайхаттаров) и Бюргановского сельского совета, председатель В.Н. Юркина. 18 марта 1998 года состоялось открытие музея. Музей работает на общественных началах. Территория музея ограждена и озеленена. В музее проводятся ежегодные «уроки Юркина» с привлечением старшеклассников школы с целью пропаганды творчества писателя. Встречи с интересными людьми, писателями, поэтами, и традиционные народные праздники по сценариям описанным этнографом И.Н. Юркиным.