Нурлатская сельская библиотека - филиал № 26
  • Сайт: http://kitap.tatar.ru/ru/site/42217938-26/
  • Телефон: не указан
  • E-mail: не указан
  • Адрес: 422418 РТ, Буинский р-н, с. Нурлаты, ул.Центральная, д.14а

27 января–Международный день памяти жертв Холокоста.

Что такое трагедия множества? Это трагедия, выраженная цифрами. Но можем ли мы и читатели проникнуться чувством сопричастности, ужаса, трагедии, смотря на цифры на экране? Можем ли мы почувствовать ужас, смотря на фотографии, на которых неизвестные нам люди падают в вырытый ими же ров? Ужас — да. Но не понимание трагедии, свершившейся на этой земле менее 85 лет назад. Но вот из этой толпы на нас смотрит лицо. Кто он, кто она? Кто эти люди, которых через мгновение не станет? Погибших в поездах, в гетто, в газовых камерах, на расстрельных полигонах. Как только мы спросим себя «кто он?», задумаемся, чем он жил, кем он был, как только лента жизни человека возникнет перед нами, ужас от фотографий и бездушных цифр превратится в рассказ о живом человеке. О человеке, который был и перестал быть живым. И тогда трагедия множества станет трагедией множества историй. Люди старшего поколения еще могут искренне проникнуться трагедией миллионов. Не было семьи, которой не коснулась война, сталинские репрессии, которая не понесла утраты. Но если война объясняется детям в понятных им, пусть и упрощенных, смыслах: «хорошие против плохих», то как объяснить школьникам Холокост? Как объяснить истребление одного народа — другим? Как объяснить истребление своего народа — своим? Нет однозначного ответа. Убедить в чем-то детей нельзя. Чем больше убеждение, подкрепленное правильными и громкими словами, чем больше давление цифр, тем меньше понимания в глазах учеников.