Хасаншаихская сельская библиотека - филиал № 48

Продолжаем знакомство с лучшими российскими педагогами и мыслителями прошлого и настоящего

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) — знаменитый советский педагог-гуманист родом из Украины. Членкор Академии педагогических наук РСФСР, едва ли не единственный в стране провинциальный директор, удостоенный звания Героя Социалистического Труда и двух орденов Ленина. Писатель, новатор в образовании, выступавший против наказания детей и за уважение личности ребенка.
Детские годы Василия пришлись на лихое время: повсюду царила разруха, голод, классовая ненависть и недоверие к ближним.
В 1941 году молодой учитель добровольцем отправился на фронт. В краткой биографии Сухомлинского было место тяжелому ранению: во время одного из боев за Москву в начале 1942 года осколок снаряда задел его сердце. Врачи не давали никакой гарантии, что молодой человек выживет…

Невероятно, но факт...

За недолгую свою жизнь Сухомлинский успел очень много. Писал книги, выходившие миллионными тиражами.
Воспитал, помимо тысяч учеников, двоих собственных детей (дочь Ольга – педагог, хранительница наследия своего отца)… Его рабочий день начинался в 4 утра и заканчивался поздно вечером. Об энциклопедичности его знаний ходили легенды. Сухомлинский, будучи преподавателем украинского языка и литературы, самостоятельно изучил всю школьную программу и без труда мог заменить любого учителя в любом классе…
Василий Александрович Сухомлинский — автор сорока монографий и брошюр, более 600 статей, 1200 рассказов и сказок. Научные монографии и статьи Василий Александрович писал на русском языке. Художественную прозу — на украинском. Общий тираж его книг составил около четырёх миллионов экземпляров на различных языках. Oн пocтpoил cвoю пeдaгoгиky нa тpёх пpинципaх: любви к peбёнкy, yтвepждeнии дoбpa и вocпитaнии Kpacoтoй. Удивитeльнo тoнкo чyвcтвoвaл Вacилий Aлeкcaндpoвич дyшy peбёнкa!
На первое место он ставил не обучение, а воспитание: развивать личность, формировать духовные запросы ребятишек, и, как следствие, – умение и желание учиться, потому что учиться по-настоящему может лишь человек культурный, трудолюбивый и волевой.
Чaщe вceгo шкoлy В.A. Cyхoмлинcкoгo нaзывaют Шкoлoй Paдocти; в нeй цapили мyзыкa, фaнтaзия, cкaзкa, твopчecтвo, вo мнoгих клaccaх были кapтинныe гaлepeи c peпpoдyкциями кapтин; в шкoлe paбoтaлo бeccчётнoe кoличecтвo кpyжкoв и ceкций, eё двepи вceгдa были oткpыты.
Василий Александрович считал, что здание школы должно быть окружено «фабрикой кислорода». Рядом с Павлышской школой располагался большой приусадебный участок, который буквально утопал в зелени: росли яблони, груши, сливы, абрикосы, вишня, орех, рябина, ель, кедр, сосна, берёза и огромное количество цветов. В саду было множество всевозможных беседок, аллей, лужаек. И вся эта огромная территория обихаживалась руками детей. За 20 лет 40 гектаров неплодородной земли ученики и педагоги превратили в цветущие сады.
Недавно в Китае (г. Хуаши) построили школу, которая носит имя Сухомлинского. В светлых, просторных корпусах Школы Радости учится 5 тыс. учеников. В школе есть музей Сухомлинского, памятник ему. Педагоги придерживаются принципов гуманного воспитания и четырёх культов великого педагога. Ценное качество – применять лучшие достижения.
Василий Александрович ушел из жизни будучи еще относительно молодым крепким мужчиной. Виной тому стал тот самый злополучный осколок, застрявший в сердце выдающегося педагога.