Хасаншаихская сельская библиотека - филиал № 48

Год педагога и наставника

Ушинский Константин Дмитриевич (1824-1870/71) – русский писатель, педагог, основоположник научной педагогики в России, общественный деятель.
Автор колоссального наследия: учебников для начальной школы, трудов по педагогике. Писал рассказы и сказки для детей.
13 марта исполняется 135 лет со дня рождения Антона Семеновича Макаренко. Этот выдающийся советский педагог известен работой с беспризорниками, несовершеннолетними детьми, совершившими правонарушения. Свой опыт в воспитании трудных подростков он изложил в «Педагогической поэме», которая названа одной из десяти самых значительных книг по воспитанию XX века и переведена на десятки языков, а сам Антон Макаренко признан организацией ЮНЕСКО одним из величайших педагогов XX века.
Толстой Лев Николаевич –оставил уникальное педагогическое наследие: статьи, письма, дневники, написанные им учебники и Яснополянскую школу. Занятие педагогикой он считал самым радостным и счастливым временем своей жизни
Владимир Короленко был известен как талантливый учитель. Чтобы заработать на хлеб, служил табельщиком, письмоводителем и давал пермякам частные уроки.
Герцен Александр Иванович. В течение всей жизни Герцен интересовался педагогическими проблемами и был одним из первых русских мыслителей и общественных деятелей, поднявшим в своих трудах проблемы воспитания. Педагогические взгляды Герцена определились философскими (атеизм и материализм), этическими (гуманизм) и политическими (революционный демократизм) убеждениями.
Гончаров Иван Александрович – русский писатель, литературный критик. Он был домашним учителем сыновей семьи Майковых по латинскому языку и русской словесности. Один из его учеников в дальнейшем стал поэтом (Аполлон Николаевич Майков), а другой – критиком и публицистом (Валериан Николаевич Майков).
Державин Гавриил Романович считал, что темный, угнетенный народ нужно просвещать, снижая его враждебность к дворянам. Именно это направляло деятельность Державина на ниве образования. Сам он не преподавал, но во время его службы правителем Тамбовского наместничества в Тамбове и уездных городах были созданы Главное и малые народные училища, семинария с классами риторики, философии и богословия. В некоторых городах были открыты двухклассные народные училища. Кроме того, Державин завёл в своем доме школу, в которой детей дворян по воскресеньям обучали грамоте, танцам, музыке, театральному искусству. Сам экзаменовал учеников.
Великий русский писатель Николай Васильевич Гоголь прослужил учителем недолго. В 1831 году он опубликовал в «Литературной газете» статью под названием «Несколько мыслей о преподавании детям географии». До сих пор она считается одним из лучших педагогических трудов. После выхода статьи Гоголь стал вести частные уроки — эта работа его увлекала, да и платили ему хорошо. Потом он получает назначение на государственную службу — преподавателем истории в столичный Патриотический институт (там обучали дочерей военнослужащих), а затем и в петербургский университет.
Крылов Иван Андреевич. Известный баснописец тоже был педагогом. После смерти Екатерины II он поступил на службу к князю С. Ф. Голицыну не только в качестве личного секретаря, но и учителя русского языка и словесности у его детей.
Виталий Валентинович Бианки очень любил природу и учительство, обладал талантом лектора. Он мог часами рассказывать своим подопечным о биологии и орнитологии. А дети не отказывались от такой возможности и, затаив дыхание, впитывали увлекательные факты и истории. И только уборщица напоминала им о том, что пора расходиться: время-то давно вышло.
Бажов Павел Петрович – русский писатель, фольклорист, некоторые произведения которого даже были экранизированы (есть как кинофильмы, так и мультфильмы). Он работал учителем русского языка в духовных училищах Екатеринбурга и Камышлова. В первые послереволюционные годы занимался созданием учительских курсов и организацией школ по ликвидации неграмотности.
Чехов Антон Павлович – русский писатель, драматург. В родном Таганроге, а затем в первые годы в Москве, Чехов занимался репетиторством. Возможно, именно собственный опыт писатель отразил в рассказе «Репетитор».
Набоков Владимир Владимирович – литературовед и энтомолог. Писатель зарабатывал на жизнь уроками английского языка в Берлине в 1920-е гг., а также в Америке с 1940 до 1958 года – чтением лекций по русской и мировой литературе в американских университетах.
Шарлотта Бронте. Лишних навыков не бывает — педагогический опыт помог писательнице создать в романе «Джейн Эйр» поразительно реалистичную атмосферу. Гримасы избалованных детей, презрение аристократов, скудное питание, темные и влажные классные комнаты, в которых замерли крики мадам и всхлипы учениц, — эти образы до сих пор откликаются в сердцах людей. Она не фантазировала как автор, а писала с самой себя, делясь сокровенным с читателями.
Валентина Осеева попав в трудовую коммуну поняла, что ее призвание – воспитание. В 1924-1940 годах работала педагогом и воспитателем в детских коммунах и приёмниках для беспризорных детей. Во время эвакуации в годы Великой Отечественной войны была воспитательницей в детском саду в Башкирской АССР.
Работая с детьми, Осеева начала сочинять сказки, пьесы и ставила их вместе с воспитанниками.
Абрамов Федор Александрович. В 1951-1960 гг. был старшим преподавателем, затем доцентом и заведующим кафедрой советской литературы ЛГУ.
И это лишь толика известных деятелей, которые имели отношение не только к педагогике, но и к писательскому ремеслу. Список ста писателей-педагогов вы можете просмотреть в статье «100 учителей, ставших писателями. Или наоборот...».
Учитель – это один из самых главных людей в жизни каждого человека. Он помогает нам найти себя в жизни и выбрать свой путь среди тысяч дорог. Об учителях хочется говорить добрые слова, писать о них, посвящать им стихи.
Богатую галерею литературных образов педагогов оставили нам в своем творческом наследии К.И. Чуковский, Ф.К. Сологуб, К.Г. Паустовский, П.П. Блонский. Пёструю картину гимназической жизни мастерски запечатлел Л.А.Кассиль .
О влиянии личности определённого учителя на всю нашу дальнейшую жизнь писали Альберт Лиханов («Крёсна»), Валентин Распутин («Уроки французского»), Чингиз Айтматов («Первый учитель»), Георгий Полонский («Доживем до понедельника») и т.д.